23423897856.jpegСорок лет назад, 17 февраля 1981 года, в Балаклаве состоялся первый подъем военно-морского флага кораблей и судов погранвойск КГБ СССР на пограничном сторожевом корабле «Измаил», что стало началом его морской пограничной службы. Непростая была у корабля судьба — ему пришлось охранять границы двух государств, ходить под флагами трех разных ведомств, сменить свое имя и закончить свою службу в качестве флотского корабля под прежним именем. Весте с тем, для многих моряков, прошедших через этот корабль, служба на нём стала настоящей школой жизни, местом, где они получили настоящую морскую закалку.

ПСКР «Измаил» был заложен в эллинге судостроительного завода им. Горького в г. Зеленодольске 12. 09. 1978 г. Спущен на воду 22. 06. 1980 г. под заводским № 777. Корабль был назван в честь г. Измаил и в память о взятии турецкой крепости Измаил русскими войсками 11. 12. 1790 г. Его заселение первым экипажем состоялось летом 1980 г., после чего корабль был переведён буксирами из г. Зеленодольска на Чёрное море по Волге и Дону с последующим переходом через Азовское море.

Вот, как описал этот переход один из членов первого экипажа корабля Борис Калинаичев, служивший на нем штурманским электриком:
«Поездом в Зеленодольск, жизнь в казарме бригады строящихся кораблей, и в октябре переселились на корабль в уже заполненном доке завода. Приготовления, бункеровка и вперед по Волге на буксире. Мачта была завалена на кормовую надстройку, «яйцо» (обтекатель) ГАС «Аргунь» ехало отдельно, винты тоже. Между спардеком и кормовой надстройкой установили речной гальюн (емкость с переборками из фанеры и с подводом воды). Энергоснабжение от 200-сотника, запас продовольствия, солярки и воды. Погода была исключительная. Через две-три недели подошли к Волго-Донскому каналу. И застряли на неделю у входа. Речной буксир нас оставил, ждали толкающий буксир для прохода шлюзов. В итоге набралась целая флотилия боевых кораблей у входа в канал: мы, СКР, подлодка в плавдоке, «Джейран», торпедолов. Все растянулись по течению в ожидании шлюзового. Прохождение канала длилось двое суток, были по боевой тревоге, мало кто спал. Шлюза на подъем, швартовка в каждом шлюзе, потом спуск. Красиво, интересно, всего не опишешь. Потом Дон, два шлюза на Дону и Азов. Первая волна в море. Намучились все. Волна мелкая короткая и очень противная. На Азове подняли мачту при помощи винтового домкрата.
Потом Керчь и переход в Севастополь в Южную бухту на достройку. В сухом доке поставили «яйцо», винты, протекторы защиты корпуса. В ноябре начались наладочные, а потом и ходовые испытания. После Нового года — гос. испытания, и подъем флага в Балаклаве. Вся дорога до завода в Севастополе заняла полтора месяца, впечатлений на всю жизнь.»

Первый экипаж ПСКР «Измаил» в Зеленодольске. 1980 г.

Кормовая артустановка АК-725 при выходе корабля из завода отсутствовала и была смонтирована только летом 1983 г. Кроме того, ПСКР «Измаил» стал первым кораблём проекта 1124П, вышедшим из завода со второй рабочей шлюпкой. По прибытии в Севастополь ПСКР «Измаил» встал у пирса достроечно-сдаточной базы Зеленодольского ССЗ им. А. М. Горького в Южной бухте для выполнения доделочных работ. В ноябре 1980 г. корабль прошёл наладочные и ходовые испытания, а в декабре 1981 г. – государственные испытания, по результатам которых 28. 12. 1980 г. был подписан акт о приёмке корабля от государственной промышленности. После прохождения размагничивания, КИМС и мерной мили ПСКР «Измаил» перешёл к месту своего базирования в Балаклаву, в состав 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей (5 ОБСКР).

 

Вот, как проходил подъем флага на корабле, со слов того же Бориса.

«17.02. 1981 г. подъем флага на «Измаиле» произошел как-то неожиданно для всех. С утра прибыло бригадное начальство с нашим флагом без всякого, по крайней мере, для экипажа предупреждения. Я после вахты у трапа с 23:00 до 03:00 отдыхал и, выйдя на палубу после 09:00, был крайне удивлен флагом на флагштоке. Не были готовы, судя по всему, и владельцы фотоаппаратов (хотя бы из вахты). Подозреваю, что это единственные фото того момента. Кто их делал, не помню. Но, слава Богу, они есть!»

Перед первым подъемом флага.

Первую курсовую задачу К-1 «Охрана государственной границы одиночным кораблём» экипаж корабля сдал почти сразу по приходе в бригаду, после чего им была сдана курсовая задача К-2 «Ведение боевых действий одиночным кораблём». Во время сдачи первой курсовой задачи К-1 на ПСКР «Измаил» была проведена проверка комиссии Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по итогам работы которой в начале мая 1981 г. корабль был отмечен в приказе Управления как успешно введенный в строй.
Вступив в строй, «Измаил» стал одним из лучших и самых ходовых кораблей 5 ОБСКР, а также неоднократно удостаивался звания «Отличный корабль соединения». После вступления в состав бригады за период с 1981 по 1989 гг. он находился в строю более 2 000 дней, что составило пять с половиной лет, из них на боевых службах – 1 053 дня (около трёх лет).
Вот лишь несколько эпизодов боевой работы корабля.
Осенью 1981 г. на борт ПСКР «Измаил», находившегося на охране государственной границы, с берегового поста технического наблюдения поступила радиограмма о движении вблизи побережья неопознанных целей. И. о. командира корабля А. И. Лукьянченко принял решение применить отсекающий маневр с тем, чтобы не допустить ухода нарушителей границы в сторону нейтральных вод. Ими оказались три иностранные рыболовецкие шхуны, приблизившиеся к побережью, где водились ценные породы рыб, и приступившие к хищническому лову. При высадке на шхуны осмотровых групп, возглавляемых старшим помощником командира В. И. Кириченко и замполитом В. И. Никоренковым, были обнаружены выбранные сети, свежевыловленная рыба и другие доказательства незаконного промысла. За операцию по задержанию этих шхун А. И. Лукьянченко был удостоен правительственной награды – медали «За боевые заслуги».
В январе 1982 г. ПСКР «Измаил» под командованием В. А. Семёнова, выполняя патрулирование вблизи кромки территориальных вод, обнаружил иностранное судно, которое сначала следовало параллельным и противоположным курсами в нейтральных водах, а затем зашло в территориальные воды СССР. Дав судну углубиться в территориальные воды, ПСКР «Измаил» в условиях сильного тумана отсек судну-нарушителю обратный путь к границе, после чего произвёл его задержание. Этим судном оказалась турецкая шхуна «Мустафа Капитан». При высадке на шхуну осмотровой группы, возглавляемой замполитом В. И. Никоренковым, было установлено, что промыслом рыбы она не занималась, все сети были сухие, рыба в трюмах отсутствовала. После того как шхуна «Мустафа Капитан» была отконвоирована в ближайшие советский порт, на ней был произведён обыск, в результате которого на шхуне был выявлен ряд улик, неопровержимо свидетельствовавших о том, что она зашла в территориальные воды СССР с разведывательными целями, имея на это задание одной из западных спецслужб.

23423897856.jpegПСКР «Измаил» на охране границы.

Дважды – 13. 03. 1986 г. и 12. 02. 1988 г. – ПСКР «Измаил» в составе КПУГ (корабельной поисково-ударной группы) совместно с кораблями КЧФ и 5 ОБСКР принимал участие в вытеснении из территориальных вод СССР отряда кораблей ВМС США: крейсера УРО «Йорктаун» и эсминца «Кэрон». В апреле 1986 г. по наведению радиотехнических частей КГБ отряд боевых кораблей в составе ПСКР «Измаил», «ПСКР-629» (проекта 205П) и «ПСКР-105» (проекта 133) выдвинулся в район мыса Тарханкут для поиска работавшего радиопередатчика иностранного производства. В 20 милях от м. Тарханкут корабли установили контакт с неопознанной подводной лодкой и произвела противодиверсионное гранатометание. После этого совместно с противолодочной авиацией КЧФ пограничные корабли на протяжении 22 ч сопровождали неопознанную иностранную ПЛ. Вышедшие из базы корабли охраны водного района, находившейся в районе оз. Донузлав, контакт с ПЛ подтвердить не смогли. Как позднее выяснилось, нарушителем границы была турецкая ПЛ «Ильдыр», которая на протяжении 25 дней находилась на боевой службе в территориальных водах СССР.
В августе 1986 г. ПСКР «Измаил» совместно с нефтерудовозом «Гамаль Абдель Насер» предотвратил уход за границу гражданина СССР, высадившегося в море на резиновой шлюпке с борта теплохода «Молдавия» в районе Анапы.
В 1989 г. в районе м. Опук гидроакустики ПСКР «Измаил» обнаружили шумы неопознанной ПЛ. МПК «Комсомолец Армении» проекта 1124М, пришедший на помощь, подтвердил контакт с иностранной ПЛ. Через два часа МПК «Киевский комсомолец» (1124М) и МПК «Комсомолец Грузии» (1124) вновь обнаружили в этом районе неопознанную подводную лодку и сопровождали её до порта Эрегли.
В феврале 1991 г. за незаконный лов рыбы в экономической зоне СССР ПСКР «Измаил» задержал турецкую шхуну «Чанакчи Огюллари», в результате чего по решению народного суда г. Ялты на капитана шхуны Хасана Чанакчи был наложен штраф в размере 44 300 инвалютных руб. с конфискацией сетей и незаконно выловленной рыбы.
В апреле 1991 г. ПСКР «Измаил», выполняя функции флагмана объединённого отряда пограничных сторожевых кораблей, принимал активное участие в задержании в районе о. Змеиный 14 турецких шхун, занимавшихся хищническим ловом камбалы-калкана, который был занесён в Красную книгу. В этой операции под названием «Калкан», длившейся 5 суток, принимали участие пограничные сторожевые корабли 5 ОБСКР и 18 ОБСКР (Одесса), авиация Краснознамённого Западного пограничного округа, два судна государственной рыболовной инспекции «Краснознаменск» и «Багерово». В результате успешно проведённой операции было выбрано 6416 сетей, общая протяженность которых составила около 640 км. В них попало более 18 тысяч особей камбалы-калкана. В сетях оказалось 194 дельфина, 11 белуг, 27 особей осетровых пород, 401 катран, 1359 скатов. Сумма штрафа, наложенного на владельцев турецких шхун, составила 110 000 инвалютных руб., а сумма возмещения ущерба – 514 535 руб. в валюте. По результатам проведённой операции ряд офицеров и мичманов ПСКР «Измаил» был удостоен государственных наград: медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» были награждены старший помощник командира С. В. Коряк и замполит Ю. И. Иванов, медалью «За отличие в воинской службе» II степени – главный боцман П. Ф. Бывальцев.
За безупречное выполнение специальных заданий по охране с моря мест отдыха членов ЦК КПСС, советского правительства, руководителей коммунистических партий стран социалистического лагеря и других важных гостей, отдыхавших на южном побережье Крыма в летнее время, включая сопровождение кораблей и катеров специальной службы, на борту которых находились вышеуказанные лица, экипажу ПСКР «Измаил» неоднократно объявлялась благодарность. В числе важных гостей, посетивших борт ПСКР «Измаил», был двукратный олимпийский чемпион В. Ф. Борзов (1982 г.), заместитель министра национальной обороны Чехословакии Грушевский (июль 1985 г.), председатель Верховной Рады Л. М. Кравчук (июль 1991 г.) и многие другие.
С распадом СССР, когда вся 5-я бригада пограничных сторожевых кораблей отошла Украине, ПСКР «Измаил», как и другие корабли бригады, вышел из состава морских частей погранвойск СССР и перешёл в состав морских сил пограничных войск Украины, после чего еще несколько лет нёс службу по охране государственной границы. С началом экономического и топливного кризиса на Украине нагрузка в несении пограничной службы на корабль была сильно снижена, и он почти все время простоял в базе. В конце 1995 г. было принято решение о передаче пограничных кораблей проекта 1124П из Севастопольского морского пограничного соединения в состав Военно-морских сил Украины. 19. 01. 1996 г. ПСКР «Измаил» и ПСКР «Днепр» были переданы украинскому флоту. В этот день на них был поднят Военно-морской флаг Украины. ПСКР «Измаил» был переклассифицирован в корвет и переименован в «Чернигов» в честь одноименного украинского города, который стал оказывать ему шефскую помощь. Кораблю был присвоен новый бортовой номер U205. Имя «Измаил» было передано ранее входившему в состав 116 БРЧК Дунайской военной флотилии артиллерийскому катеру «АКА-397» (проекта 1204 «Шмель»), вошедшему в состав Измаильского отряда Морской охраны Госпогранслужбы Украины как ПСКР (а затем КрМо) «Измаил» (BG84).

3453465467.jpegКорвет ВМС Украины «Чернигов».

С переходом в состав ВМС Украины начался новый период в жизни корабля. С 16. 04 по 20. 04. 1996 г. корвет «Чернигов» под командованием О. П. Гребенюка совершил деловой визит в болгарский порт Варна под флагом заместителя командующего ВМС Украины контр-адмирала А. А. Рыженко. В период с 21. 07 по 28. 07. 1996 г. корабль принял участие в международных учениях «Кооператив-партнёр-1996», а в период с 31. 07 по 01. 08. 1996 г. корвет «Чернигов» принимал участие в учениях «Море-1996» (внешний рейд Севастополя, бухта Балаклава). В период с 31. 08 по 09. 09. 1996 г. отряд кораблей ВМС Украины в составе корветов «Чернигов» и «Винница» совершил деловой визит в порт Констанца, Румыния в рамках международных учений «Классика-1996».

 

 

01.08.1997 г. корвет «Чернигов» принял участие в первом параде кораблей в честь дня ВМС Украины в Севастополе.

В период с 15. 04 по 17. 04. 1998 г. корвет «Чернигов» принимал участие в специальном сбор-походе кораблей ВМС Украины и ЧФ РФ. В августе 1998 г. при следовании вдоль ЮБК из района мыса Аю-Даг в сторону Севастопля на корвете «Чернигов» произошла поломка одного из главных двигателей, что потребовало серьезного дорогостоящего ремонта. После этого к активному несению службы корабль не привлекался и большую часть времени простоял у пирса.
Из-за отсутствия финансирования и невозможности докования и ремонта корабль в 2005 г. был выведен из состава ВМС Украины и списан. Незадолго до своего списания он вновь обрёл свое прежнее имя – «Измаил». Имя «Чернигов» было передано тральщику «Желтые Воды» (бывший МТЩ «Зенитчик») пр. 266М, а бортовой номер U205 – корвету «Луцк» (проекта 1124М). Экипаж корабля до последнего момента прилагал все усилия к тому, чтобы ввести его в боевой состав. Благодаря его стараниям корабль выглядел чистым и ухоженным до самого выхода из состава ВМС Украины.

005345435.jpegОдин из последних экипажей корвета «Чернигов». День корабля. Февраль 2004 года. Севастополь.

После списания «Измаил» в течение почти 5 лет находился в поселке Новоозёрное на озере Донузлав, в Южной ВМБ 5 БрНК ВМС Украины, в ожидании разделки на металлолом. С него была снята часть вооружения и оборудования, которое было передано на другие корабли ВМС Украины.
В мае 2008 года уже списанный и разоружённый корабль посетили несколько человек, ранее проходивших службу на нём. Вот, как они описали своё посещение:

«Корабли, как и люди, имеют обыкновение рождаться, сходя со стапелей в большую, бурлящую штормовыми волнами жизнь, закончив свою службу, они так же, как и люди, уходят на заслуженный отдых и в конце концов они так же, как и люди, умирают. К великому нашему сожалению, пришло время уходить на покой и нашему легендарному ПСКР «Измаил».
Не будем углубляться, в силу каких обстоятельств и причин это произошло. Мы просто пришли проститься с кораблём, своим боевым товарищем. Нам представилась возможность пройтись по его стальным палубам, и несмотря на то, что корабль разоружен, и с него снято всё, что может послужить при ремонте других кораблей, он по-прежнему красив, строен и от него веет морским шиком. Поэтому мы переживали прекрасные чувства от встречи со своим кораблем! Не раз у нас возникало желание взяться рукой за несуществующие уже леера, пробежаться по его трапам. Но отсутствие таковых не удержало от возникшего желания побывать внутри корабля, пройти по его безмолвным кубрикам, зайти на свои боевые посты, подняться на ходовую рубку. Мы можем гордо сказать, что мы были последними из экипажа корабля, кто прошёл по его по палубе! Спасибо тебе, «Измаил», ты навсегда останешься в наших сердцах!»

В марте 2010 г. при попытке демонтажа отдельных конструкций произошло нарушение герметичности корпуса корабля, в результате чего он быстро затонул. Впоследствии он был поднят на берег и подвергнут разделке на металлолом, которая завершилась в октябре 2010 г.

Кораблем в разное время командовали:
ПСКР «Измаил»: Василий Алексеевич Семёнов (1980 – 1987 гг.); Михаил Михайлович Дивизинюк (1987 – 1995 гг.);
корвет «Чернигов»: с 29. 12. 1995 г.: Олег Петрович Гребенюк (декабрь 1995 г. – октябрь 1997 г.; сентябрь 2002 г – ноябрь 2004 г); Валерий Васильевич Миколаец (октябрь 1997 г. – сентябрь 2002 г.).

111546546.jpeg
Командир ПСКР «Измаил» Василий Алексеевич Семенов

3434534534555.jpeg
Командир ПСКР «Измаил» Михаил Михайлович Дивизинюк.

Командный состав первого экипажа ПСКР «Измаил»
Командир корабля Василий Алексеевич Семенов,
старший помощник командира Виталий Алексеевич Алексахин,
заместитель командира по полит. части Виталий Иванович Никоренков,
командир БЧ-1 В. А. Тертычный,
командир БЧ-2-3 Владимир Иванович Кириченко,
командир БЧ-5 Александр Васильевич Козырев.

главный боцман В. И. Бородин,
старшина арткоманды Владимир Викторович Новиков,
старшина гидроакустической команды Виталий Николаевич Ветютнев,
старшина команды связи Сергей Иванович Куценко,
старшина электротехнической команды А. П. Генералов,
старшина турбомоторной команды В. Краюца,
старший фельдшер Юрий Иванович Фисак,
старший баталер Николай Михайлович Федосенко.

Статья подготовлена по материалам книги «Настоящий корабль» (С.Н. Машенский, Г.С. Дмитриев, С.Н. Панков), газет «Флаг Родины» и «Советский пограничник» (предоставлены В.И. Павлуцким), а также по воспоминаниям членов первого экипажа корабля: Н.М. Федосенко, Б.Н. Калинаичева, И.Г. Плешкана, Ю.П. Сысоева и других.

Герб ПС ФСБ РФГерб ПС ФСБ РФ