В истории охраны границ России есть немало значительных дат, которые словно яркие вехи, обозначают этапы ее славного и долгого пути. Одна из них - 27 октября 1893 года. В этот день русский император Александр III подписал указ о создании Отдельного корпуса пограничной Стражи. 15 (27) октября 2003 года исполнялись 110 лет Отдельному корпусу пограничной стражи.
В истории нашего государства, в том числе и в ее составной части - пограничной истории, есть события, значение которых нам, современникам, трудно переоценить. Особое место в этом ряду занимает дата 16 февраля 1571 г. В этот день Иваном Грозным был утвержден "Приговор о станичной и сторожевой службе" - документ, ставший первым пограничным уставом. В нем на основании многовекового опыта были сформулированы, ставшие классическими, требования к организации охраны границы государства.
Особенностью этого этапа строительства пограничной службы явилось то, что она формировалась в рамках военной организации Русского централизованного государства. Следует подчеркнуть, что эта особенность сохранялась практически до конца XVIII в.
Но не будем забегать вперед! XVIII в. стал, во многом, определяющим для строительства ПС. С ним связано зарождение и становление нового государственного формирования - Российской империи (1721 г.), и что еще более важно для нас, пограничников, появление новой угрозы безопасности государства - контрабанды.
Решая новую задачу - борьбу с контрабандой, военное ведомство продолжало применять старые подходы. Оно прежде всего стремилось создать на границе достаточно высокую плотность войсковых сил и средств. Так, в XVIII в. к службе на границе привлекались гарнизонные войска, стоявшие гарнизонами в приграничных крепостях, части регулярной армии, казачество, ландмилиция (поселенные войска), гусарские полки из наемников, преимущественно сербов, местное население и т.д. Это позволило создать на наиболее угрожаемых направлениях среднюю плотность сил около 11-18 чел./км. В отдельных случаях она достигала 55 чел./км. На второстепенных направлениях эти цифры были значительно ниже и составляли от 2 до 5 чел./км. Но простое увеличение численности войск на границе не давало должного эффекта, да и у государства не было необходимых финансовых средств для их содержания на границе.
Таким образом, объективные процессы, происходившие на границе показали, что военное ведомство оказалось не подготовленным к действиям в новых условиях. И государство вынуждено было искать новые пути борьбы с экономическими угрозами своей безопасности.
В 1714 г. на границе появляются земские фискалы - прообраз современных оперативных органов, осуществлявших разведывательную деятельность в интересах безопасности границ российского государства.
В 1754 г. принимается указ об отмене внутренних таможен и переносе их на границу. Это фактически означало, что в охране границ государства появился еще один субъект - Таможенное ведомство. На границе были выставлены таможенные объездчики и надзиратели. Это был весьма прогрессивный, по тому времени, шаг, хотя и не лишенный недостатков. Их малочисленность, комплектование из местных жителей и др. не позволяли обеспечить требуемую надежность охраны границ государства.
Поэтому 27 октября 1782 г. указом Екатерины II учреждается особая таможенная цепь и стража. Новая Таможенная пограничная стража учреждалась в каждой губернии, где находились портовые и пограничные таможни. Увеличивалась численность объездчиков и надзирателей, но главный недостаток так и не был устранен - стража продолжала оставаться вольнонаемной.
Очередные изменения в эволюции ПС были связаны с назревавшей войной с Наполеоном. В 1810 г. военный министр М.Б.Барклай-де-Толли провел инспектирование западной границы и сделал вывод о неудовлетворительном состоянии ее охраны. В условиях надвигавшейся военной опасности невозможно было защитить российские рубежи небольшими разъездами вольнонаемной Таможенной пограничной стражи. Иностранные купцы продолжали беспрепятственно проникать на территорию России со своими товарами, лишая государственную казну доходов. Такое положение дел не могло не волновать российское правительство. Предложения Барклая-де-Толли по усилению охраны границы были приняты и легли в основу утвержденного 4 января 1811 г. "Положения об устройстве пограничной стражи". Положение предусматривало разделение границы от Палангена (Паланга) до Ягорлыка (более 1600 верст) на 150-ти верстные участки. Их охраняли 8 полков донских и 3 полка бугских казаков. Границу от Ягорлыка на Днестре до устья Днепра прикрывала кордонная стража.
Полностью оправдавшая себя накануне и в ходе Отечественной войны 1812 г. казачья стража, оказалась непригодной в условиях мирного времени. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что казачество всегда было незаменимым в охране границы, когда главным являлось решение военно-оборонительной задачи. Если же на первый план выходила борьба с экономическими угрозами безопасности государства, то казачество не только не справлялось с этой задачей, но нередко само являлось одним из участников контрабандной деятельности. И государство вынуждено было отстранять его от участия в охране границы.
Новым рубежом в нашей пограничной истории стало 5 августа 1827 г. В этот день было утверждено "Положение об устройстве пограничной таможенной стражи". Автор этого документа министр финансов России, генерал от артиллерии Канкрин, обосновывая свою позицию, писал императору: "Главные перемены состоят: в твердом воинском разделении стражи, в назначении воинских командиров, в точном определении обмундирования и прочих снаряжений".
В соответствии с Положением, Пограничная таможенная стража основывалась как военная организация и делилась на бригады, полубригады, роты и отряды. Командование этими частями и подразделениями возлагалось на офицеров, подчинявшихся в свою очередь начальникам таможенных округов.
Стража взяла под охрану всю западную границу. На нее возлагались задачи по отвращению тайного провоза товаров по всей сухопутной и морской границам, а также несение карантинной службы.
В 1835 года Пограничная таможенная стража переименовывается в "пограничную стражу", хотя следует заметить, что бригады, несшие карантинную службу, стали называться "пограничной стражей" еще с 1832 г.
Развиваясь, как военная организация, Пограничная стража стала все больше привлекать к себе внимание военного ведомства, желавшего видеть ее как часть вооруженных сил государства.
13 июля 1882 г. было утверждено "Положение об организации и употреблении пограничной стражи на случай войны". Последствия этого явления были также неоднозначны. С одной стороны, внимание к строевой подготовке, изучению приемов боя было необходимо и оправдано. С другой, отвлекало силы от выполнения непосредственной задачи - охраны границы.
В конце XIX - начале XX вв. происходит увеличение протяженности границы, находящейся в ответственности Пограничной стражи. Это можно объяснить тем, что на этом рубеже, в основном, определились южные и юго-восточные границы Российской империи. Они были закреплены соответствующими двусторонними договорами с соседними странами и обозначены на местности. Обстановка в этих регионах отличалась повышенной активностью различных разбойничьих групп, бродячих шаек. Кроме того, с упрочением торговых отношений с соседними государствами некоторые товары были запрещены к ввозу в Россию, что вызвало их контрабанду. Складывающаяся обстановка требовала организации надежной охраны кавказских и среднеазиатских границ.
Формирование бригад пограничной стражи в Закавказье началось в 1882 г. разработкой положения о Черноморской бригаде, "высочайше" утвержденного 15 июня 1882 г. К концу 1896 г. вся граница охранялась пятью бригадами пограничной стражи. Протяженность границы составила 1502 версты.
Пограничный надзор в Закаспийской области и на правом берегу реки Пяндж и Аму-Дарьи (Бухаро-афганская граница) был учрежден в соответствии с "Высочайшим мнением" Государственного Совета от 6 июня 1894 г. "Об устройстве пограничного надзора в Средней Азии". Он был возложен на две бригады ПС: Закаспийскую и Аму-Дарьинскую. Всего ими было взято под охрану 1875 верст границы.
Таким образом, из вышесказанного видно, что Пограничная стража прошла длительный и сложный путь своего развития, который неразрывно связан с историей российского государства. Образование Пограничной стражи явилось вполне объективным и закономерным явлением, продиктованным необходимостью комплексной борьбы с военными, экономическими и политическими угрозами безопасности Отечества. Эволюция структуры Пограничной стражи в XVIII - начале XIX вв. наглядно продемонстрировала, что в ее основу должна закладываться военная организация.
Указом Императора Александр III от 15 (27) октября 1893 г. был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС). В соответствии с этим указом, Пограничная стража выделялась из состава Департамента таможенных сборов, но оставалась в составе Министерства финансов на правах департамента.
Для обеспечения единства ОКПС и лучшего согласования деятельности с таможенными учреждениями руководство ими было сосредоточено в одних руках - министра финансов, ставшего шефом ОКПС.
Для руководства охраной границы было создано Управление ОКПС, в состав которого входили:
- командир корпуса (он же начальник управления),
- его помощник,
- чины для поручений;
- штабы корпуса (4 отделения: 1-ое - строевое, инспекции и мобилизации; 2-ое - пограничного надзора; 3-е - вооружения, снаряжения и лазаретная часть; 4-е - хозяйственное);
- части: медицинская, судная, морская, строительная, экзекуторская, журнальная и типография.
Кроме того, в составе штаба корпуса были: штаб- или обер-офицер морского ведомства.
Командиру корпуса передавались все военно-дисциплинарные, командные, инспекторские и строевые права и обязанности.
Образование самостоятельного органа управления пограничной стражей имело большое значение для ее дальнейшего становления и развития. Пограничная стража превратилась в самостоятельный род войск, управляемый компетентными военными людьми на основе четкой военной организации. Отныне всеми вопросами комплектования, обучения, материально-технического обеспечения пограничной стражи ведал штаб ОКПС. Он же разрабатывал все необходимые служебные инструкции, документы и положения, четко регламентирующие деятельность пограничной стражи, ее права и обязанности. Создалась предпосылка для более эффективных действий пограничной стражи по решению задач охраны границы.
Определенная двойственность в управлении Пограничной стражей, а также большая протяженность линии государственной границы с расположенными на ней пограничными частями и подразделениями вызывали необходимость децентрализации управления Пограничной стражей, повышения его гибкости и оперативности.
На основании решения Государственного Совета февраля 1899 г., "Государь всея Руси" Николай II утвердил постановление об учреждении округов Пограничной стражи с соответствующими штабами. Всего было учреждено 7 округов с местами дислокации в Санкт-Петербурге, Тифлисе, Вильно, Варшаве, Бердичеве, Одессе и Ташкенте. В этот период в состав ОКПС входили 31 бригада и 2 особых отдела. Численность личного состава достигла 36709 человек, в том числе: генералов и офицеров 1033, объездчиков 12101, стражников 23575.
В соответствии с этим же решением были учреждены новые должности начальников округов ОКПС с правами начальников дивизий - промежуточной инстанцией между командиром корпуса и командирами бригад. Начальникам округов были подчинены части пограничной стражи не только в военно-командном, дисциплинарном к хозяйственном отношениях, но и по пограничному надзору.
Помимо начальника округа Управление округа включало в себя: начальника штаба, штаб-офицера для поручений, старших адъюнктов и архитектора.
В 80-х годах XIX столетия внешнеполитическая активность царского правительства переориентируется на Восток. Стремясь усилить позиции русской буржуазии на китайском рынке, в 1896 году был подписан договор России с Китаем о строительстве и эксплуатации Китайской Восточной железной дороги, а также о содержании на ней своей охранной стражи. В 1901 году эта охранная стража была причислена к Отдельному корпусу пограничной стражи с образованием особого Заамурского пограничного округа.
Заамурский округ пограничной стражи был сформирован по особому штату: штаб округа, четыре бригады со штабами, двенадцать отрядов со штабами, пятьдесят пять рот с двенадцатью учебными командами, шестью пеше-конными батареями. Всего в составе округа было: генералов и офицеров - 495 чел.; нижних чинов - 25000 чел. при 9466 строевых лошадях. Это было вызвано особенностями обстановки в этом регионе, характеризующейся действиями различных бандитских формирований (хунхузов); удаленностью округа от границ страны, а также важностью решаемых задач. Следует подчеркнуть, что в годы русско-японской войны (1904-1905 гг.) такая организационная структура округа себя оправдала. Личный состав округа блестяще проявил себя во время этой войны.
Эта последняя крупная организационная мера завершила процесс строительства ОКПС как единой военной организации со стройной системой управления. Она окончательно устранила гражданских чиновников из Таможенного управления от участия в делах пограничной стражи по пограничному надзору. Отдельный корпус пограничной стражи стал специальным войском, предназначенным для осуществления надзора за границей по предотвращению тайного провоза товаров и незаконного перехода границы как гражданскими, так и военными лицами.
Таким образом, до 1914 г. ОКПС состоял из 7 округов, 31 пограничной бригады, 2 пограничных особых отделов, крейсерской флотилии в составе десяти морских крейсеров, Заамурского пограничного округа в составе 6 конных и 6 пеших полков, 6 конных батарей и 6 железнодорожных батальонов.
На первый план из задач, стоявших перед ОКПС, выступала борьба с контрабандой. Причем ранее, и даже после создания корпуса, лица, задержанные в пограничной полосе, направлялись не в полицейский участок, а в таможенные учреждения, что свидетельствовало о превалировании экономических интересов над политическими. Появилась и новая задача - охрана пограничной черты, то есть границы, о чем в прежних документах даже не упоминалось. Данная задача по важности была поставлена на третье место, но через несколько лет она выдвинется в службе пограничников чуть ли не на первый план.
Что же касается еще одной новой задачи - осуществления карантинного надзора, то следует отметить: все карантинные учреждения состояли в ведении МВД, и ближайший надзор за ними возлагался на губернатора и градоначальника по принадлежности. Он осуществлялся в тех местах морской границы, где не было карантинных учреждений, и только здесь чины пограничной стражи должны были наблюдать за тем, чтобы заграничные суда не приставали к берегу, а население не общалось с командами судов.
Начало XX в. было временем активного поиска путей дальнейшего совершенствования пограничного надзора на базе анализа опыта прошлого и активизации теоретической мысли, внедрения в практику охраны границ всего передового, что было достигнуто в этом деле. В это время были заново разработаны все нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОКПС.
Важнейшими из них были:
- "Проект инструкции чинам Отдельного корпуса пограничной стражи о введении секретной агентуры по контрабандному промыслу", опубликованной в 1910 году, и
- "Инструкция службы чинов ОКПС", утвержденная в 1912 году.
В этих двух документах была разработана принципиально новая концепция охраны границы. Впервые за всю многовековую историю пограничной службы на первое место были поставлены скрытые способы борьбы с контрабандой и нарушителями границы (разведывательная служба).
Разведывательной службой должны были заниматься все командиры и начальствующие лица корпуса. Начальник округа следил за разведкой и организацией агентурного дела и командировал подчиненных для сбора сведений. За постановку конкретной работы агентуры по контрабанде отвечал штаб-офицер для поручений при начальнике округа. Руководил разведкой командир бригады. А непосредственно вели ее командиры отделов, отрядов, старшие вахмистры и помощники начальников постов. Так, командир отряда был обязан знать имя, фамилию и местную кличку каждого контрабандиста в районе его отряда и, прежде всего, вожаков контрабандистов.
Разведывательная служба в пограничной зоне велась в тесном контакте с чинами Отдельного корпуса жандармов, которым не воспрещалось при выполнении своих обязанностей ходить по пограничной полосе, при этом пограничники должны были оказывать им "в случае надобности, по их заявлениям, возможное содействие". Более того, отрядные офицеры были обязаны все сведения о контрабанде, привозе или складе политической литературы без всякого промедления сообщать "соответствующим жандармским офицерам для совместного действия и принятия мер к задержанию таковой контрабанды и ее водворения".
В июне 1908 г. межведомственная комиссия ОКПС, Департамента Таможенных сборов и Департамента полиции выработала предложения о совместных действиях этих ведомств при руководстве поимкой лиц, занимавшихся контрабандой оружия и товаров. В числе этих предложений была и такая мера: руководство районными отделениями негласным розыском, который вела пограничная стража.
Однако командир корпуса выступил против подчинения офицеров стражи при ведении тайного розыска начальникам районных отделений, считая вполне достаточным и совместное проведение розыска преступников, совещания представителей ОКПС, Отдельного корпуса жандармов и Таможенного ведомства, где жандармы давали бы свои советы и решали практические вопросы.
Вообще-то понятно, чего опасался боевой генерал от артиллерии Свиньин. В этом предложении он усмотрел фактическое ослабление охраны границы и вот почему. Подчинение офицеров-пограничников начальникам охранных отделений заставило бы их поставить интересы агентурной работы на первое место, в ущерб службе сторожевой. К тому же, офицеры стражи, окончившие кадетские корпуса и юнкерские училища и пришедшие из военного ведомства, всегда испытывали неприязнь к тем, кто занимался доносительством.
Следует подчеркнуть, что в целях постановки "агентурной работы на прочную основу" Министерство Финансов в 1913 году обратилось в Государственную Думу со специальным докладом "Об организации в Отдельном корпусе пограничной стражи агентуры для разведки о контрабанде". В нем обосновывалась необходимость введения в штаты корпуса 21 должности обер-офицеров для работы с агентурой, а также запрашивалась сумма в 12000 руб. в год для этих целей.
Несмотря на однозначное отношение к агентурной работе, ее недооценка прослеживается вплоть до ликвидации корпуса. Начальники корпуса и округов вынуждены были постоянно напоминать своим подчиненным о необходимости улучшения разведывательной службы и даже наказывать их за упущения, а порой и пренебрежение ею. Так, начальник 6-го пограничного округа генерал-майор Орлов в своем приказе отмечал, что в частях 3-го отдела не развита агентурная деятельность, "такое отношение к одной из важных отраслей пограничного надзора ставится в упрек командиру 3-го отдела и всем офицерам, входящим в состав этого отдела, и призываю немедленно озаботиться подысканием надежных и полезных агентов и работать, не покладая рук, в борьбе с контрабандным промыслом".
Принятие "Инструкции службы чинов ОКПС" явилось весьма крупным шагом в упорядочении всей пограничной службы. В ней было дано определение государственной границы как линии, отделяющей территорию российского государства от сопредельных стран. Раскрыты цель охраны государственной границы, права и обязанности пограничной стражи, порядок управления ею, виды и способы действий стражи, а также виды нарядов. Вводилось понятие "усиленная охрана границы".
Усиленная охрана границы вводилась в различных ситуациях. В зависимости от их характера усиление охраны распространялось на все округа пограничной стражи (при коронации императора, в рождественские праздники, при обострении политической обстановки в стране) или же на отдельные ее участках - при возникновении реальной угрозы незаконного провоза большого количества оружия, взрывчатых веществ, запрещенной политической литературы и т.д.
Так, например, в 1896 г. все силы пограничной стражи, полиции, жандармерии и ряда других ведомств были мобилизованы по случаю коронации Николая II. Всем начальникам таможен Департамент таможенных сборов 27 марта направил совершенно секретную директиву, в которой обратил внимание начальников на то, что "ко времени коронационных торжеств" всякого рода злоумышленники предпримут попытки к провозу политической контрабанды, поэтому следовало обратить "особое внимание досмотру с начала будущего апреля багажа лиц, прибывающих из-за границы и внушающих какие-либо сомнения или подозрения". Было рекомендовано "обратить особое внимание на русскую молодежь обоего пола" и на тех лиц, на которых укажут жандармы.
В начале 1905 г. возникла необходимость усиления охраны границы на участке Санкт-Петербургской бригады. Причем, общая предреволюционная обстановка тех лет вынудила руководство страны, по согласованию с Шефом пограничной стражи, министерствами Военным, Морским и путей сообщения, образовать специальный орган - Совещание. Именно через него решались вопросы координации действий различных ведомств, принимающих участие в усиленной охране границы.
Но, к сожалению, полностью реализовать эти нововведения не удалось - началась первая мировая война, которая внесла коррективы в развитие ОКПС.
С объявлением мобилизации накануне первой мировой войны все пограничные бригады вошли в состав действующей армии, сформировав конные полки и пешие батальоны. Причем, пограничные бригады и отделы европейской и закавказской границы должны были быть расформированы, а денежные суммы и отчетные книги сданы в штаб корпуса.
13 июля 1914 г. звание шефа ОКПС было заменено на звание главноначальствующего над ОКПС.
1 января 1917 г. ОКПС был переименован в Отдельный пограничный корпус (ОПК), округа и бригады погранстражи - в пограничные округа и бригады, стражники - в пограничников.
30 марта 1918 г. Управление ОПК было ликвидировано. Вместо него при Наркомате финансов образовалось Главное управление пограничной охраны (ГУПО) Советской Республики.
Так завершилась история Отдельного корпуса пограничной стражи.
В завершение нашего повествования можно сказать, что сложность задач по обеспечению безопасности границ государства, необходимость комплексного их решения предопределили выделение ОКПС в относительно самостоятельную структуру. ОКПС по своей форме представлял военную организацию, но, в сущности, имел свою оригинальную (пограничную) структуру: управление корпуса - пограничный округ - пограничная бригада - отдел - отряд - пост. Командир корпуса в одном лице объединял войскового и оперативного начальника. Активно в практику охраны границы внедрялась разведывательная служба, выделявшаяся в качестве основной и подкреплявшаяся сторожевой службой.
Учитывая уроки исторического развития, мы во многом облегчаем себе решение нынешних задач. Такова история, которую мы должны помнить и знать.
Свою историю надо помнить и знать
Пресс-Центр ПС ФСБ России В.Савчик