пограничник

Сейчас на сайте 126 гостей и 1 пользователь

История Соломона Мальчика

Год 1941-й стал с самого начала трагическим для 12-летнего Соломона. Ему не было еще и 12 лет, когда в феврале умерла мама. В июне началась война, и отца призвали на фронт. С начала войны он остался с бабушкой Ольгой Моисеевной и тетей Верой Наумовной, сестрой отца. Никогда больше отца Соломон не видел. Последнее письмо от Марка Наумовича пришло с фронта в октябре 1941 года.

21 апреля 1929 года в районном центре Шумилино в Белорусии в семье финансовых работников Госбанка родился мальчик. Назвали его Соломоном. Отец был главным бухгалтером районного отделения банка, мать – бухгалтером сберкассы. Поселок Шумилино располагался в 40 км от Витебска, имел железнодорожную станцию, проходило шоссе на Полоцк, и проживало в поселке до 2 тысяч человек. В Шумилино была одна единственная школа с преподаванием на белорусском языке. Вот в неё и пошел Соломон Мальчик по достижению 7 лет. Русский язык и литературу преподавали как отдельные учебные предметы. Ребёнок рано выучился читать и получал от чтения огромное удовольствие. Легко читал книги детских писателей на белорусском или русском языке. С особым интересом относился мальчик к таким предметам, как история, география, литература. Рос явный гуманитарий, но и в точных науках успехи делал. С малых лет в Шумилино дети становились на лыжи. Зимой катались с горок, бегали по лесам.

Он служил бухгалтером отделения полевого банка при штабе 16-й армии. Армия попала в окружение, и большая часть ее солдат с тех пор числилась без вести пропавшими. Никто не знает, пал ли он в бою, был расстрелян фашистами или замучен в концлагере...

Вместе с бабушкой Соломону удалось к концу июля 41-го добраться до Саратова, где они и узнали о победном окончании Великой Отечественной войны. В июле 1945 года семья решила возвращаться на родину - в Белоруссию. Уже в Полоцке паренек поступил в 10-й класс 1-й русской средней школы и успешно завершил учебу в 1946 году.

Выбор сделан

Уже весной выпускного года школьник Соломон загорелся желанием поступить в Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище, отправил свои документы и получил приглашение на экзамены. Готовился к поступлению тщательно. Математикой пришлось позаниматься дополнительно, но экзамены сдал на отлично и уже в октябре 1946 года был зачислен курсантом инженерного факультета училища.

КУРСАНТ СОЛОМОН МАЛЬЧИК.

На пятом курсе училища познакомился со своей будущей супругой. Соломон закончил училище и уехал служить на Камчатку, Геля заканчивала учебу в институте. Во время отпуска он приехал в Ленинград и в июле повел свою невесту в загс.

Мальчик был направлен в распоряжение Управления погранвойск на Тихом океане во Владивосток. В январе 1952 года Соломон Маркович был назначен начальником цеха судоремонтных мастерских (СРМ) в Петропавловске-Камчатском. В то время Морпогранпорт, в состав которого входила СРМ, был отдельной частью. Генриетта работала в местной семилетней школе в военном поселке Соленое Озеро.

Через три года, в июле 1955 года, Мальчика перевели в Хабаровск на должность инженер-механика группы катеров. Группа относилась к окружной СРМ. Все катера были расписаны по пограничным заставам, несли службу на Амуре и его притоках.

Служба была Соломону по душе, из механика он превратился в универсального специалиста, разбирающегося в радиоэлектронной аппаратуре, в системах вооружения, в корпусном ремонте. Мог ответить на любой вопрос о состоянии корабля. Но Соломона Марковича ждал Петрозаводск, где находился штаб Северного пограничного округа. Пришло назначение на должность командира группы малых катеров на озерном участке границы с Финляндией. Это был 73-й погранотряд в селе Реболы в Карелии. Особенностью группы было рассредоточение катеров на нескольких озерах при большом удалении друг от друга.

Крымское назначение

В конце 1956 года в состав 34 ОДСКР в Балаклаву из Кронштадта прибыли три катера, переданных погранвойскам. Это был основной тип пограничного катера проекта 183.

Командовал группой катеров капитан-лейтенант Ю.Г. Полянский. На один из этих катеров, получивший наименование ПСКР-119, Мальчик был назначен командиром БЧ-5. Корабль нес службу по охране морской границы СССР в районе ЮБК. Задачи он решал специфические и уже в 1958 году был переоборудован под пассажирский вариант и передан в состав Ялтинской специальной группы катеров. Группа обеспечивала отдых руководителей партии и правительства на государственных дачах и сопровождение иностранных гостей.

Страна продолжала строить корабли для погранвойск. В 1961 году Соломон был назначен командиром БЧ-5 на строящийся на заводе «Залив» корабль проекта 201-М (последний в этой серии). Корабль имел 297 тонн полного водоизмещения, длину 42 метра, скорость до 26 узлов, три дизеля общей мощностью 5400 л.с., экипаж 27 человек. Катер имел четыре 5-ствольные установки РБУ-1200, два кормовых бомбосбрасывателя, двуствольную 25-мм универсальную артустановку 2М-3М с боекомплектом по 500 выстрелов на ствол. Прибыв в Керчь, Мальчик вместе с экипажем осваивал механизмы корабля. После подъема пограничного флага корабль получил наименование ПСКР-266 и прибыл к месту постоянного базирования в Балаклаву. Кораблю предстояло нести службу на участке морской границы от Керченского пролива до Евпаторийского направления. Новым командиром ПСКР-266 стал Борис Александрович Соколов. Соломон Маркович гордится тем, что с таким настоящим командиром ему довелось служить восемь лет. Соколов был настоящим моряком, преданным воинскому долгу. Он грамотно разбирался в любых вопросах, был мудрым наставником личного состава, заботливым и требовательным офицером.

d8ebf5fd5e050d3e13ebd82977636df4

Дальний Восток
Год 1970-й стал для Соломона Марковича сложным. Он получил назначение на службу в должности начальника судоремонтных мастерских восьмой бригады СКР на острове Шикотан. Служба на острове имела свою специфику. Японские рыболовные шхуны в массовом количестве пытались вести незаконный лов рыбы в водах СССР. Морские пограничники вынуждены были нести службу по охране границ круглосуточно. Судоремонтная мастерская (СРМ) обязана была по первому требование доставить на корабли запасные части и механизмы, оперативно провести ремонт и восстановить боеспособность кораблей.

Вторым ключевым моментом службы СРМ было островное положение. Для бесперебойного снабжения мастерской запчастями, расходными материалами, топливом и смазочным материалом необходимо было поддерживать постоянный контакт с местным рыбокомбинатом на взаимно выгодных условиях.

СРМ оказывала помощь и кораблям Тихоокеанского флота, если возникала необходимость в ремонтных работах во время их нахождения в зоне действия 8 ОБСКР.

Бывали случаи, когда помощь требовалась поселку Малокурильск, на территории которого находилась часть, и рыбокомбинату. Специалисты СРМ в кратчайшие сроки восстановили работоспособность вышедшей из строя линии по выпечке хлеба местной пекарни. Когда в мастерской рыбокомбината случился пожар и все станки вышли из строя, командование части согласовало возможность работы специалистов комбината на станочном парке СРМ. Работы шли в две смены и для судоремонта, и для рыбообрабатывающего предприятия. В этот период Соломон Маркович был включен в список офицеров части для несения дополнительной службы в качестве оперативного дежурного. Это очень ответственная работа, требующая и физических, и моральных сил.

Возвращение в Крым

В начале 1971 года Мальчик уволился в запас и вернулся в Балаклаву, где в это время жили его жена и двое сыновей. На гражданке Соломон Маркович потянулся к технике и с 1975 по 2008 год работал бригадиром и оператором котельной установки на винзаводе агрофирмы «Золотая балка». В общей сложности этому предприятию он отдал 32 года своей трудовой жизни. В это же время он много сил отдавал работе в Совете ветеранов-пограничников. Был членом Совета, заместителем председателя и девять лет возглавлял Совет ветеранов-пограничников Севастополя. Позже получил статус почетного председателя этой общественной организации. Являлся членом комитета ветеранов войны и военной службы Севастополя. Председателем комитета в тот период был контр-адмирал в отставке Анатолий Петрович Калиненко. Избирался членом регионального Совета ветеранов-пограничников Крыма. Он с благодарностью вспоминает своих предшественников и наставников в общественной работе - Анатолия Ивановича Дубинина, Бориса Ивановича Поповича.

Malchik family

В течение ряда лет Соломон Маркович активно работал в Совете и президиуме районного Совета ветеранов Балаклавы. Во время службы в погранчастях и после увольнения в запас награжден медалями «За боевые заслуги», «За отличие в охране госграницы СССР», «Ветеран Вооруженных сил СССР», «Защитнику Отечества», «За безупречную службу» и другими. Среди поощрений за ветеранскую работу есть и полученные в последние годы грамоты от губернатора Севастополя и председателя Законодательного собрания города. В 2020 году награжден почетным знаком Балаклавского Совета ветеранов «За активное участие в ветеранской работе». И по сей день ветеран посещает все общественные мероприятия, по мере сил участвует в ветеранской работе Балаклавы и Севастополя. Сыновья работают в Санкт-Петербурге. Там же живут трое внуков и двое правнуков Соломона Марковича.

368f072ec0aef574b6ef19aa802b802b

Свою первую медаль «40 лет Вооруженным силам СССР» Соломон Мальчик получил на втором курсе училища. На основании этой награды и закона Украины «О ветеранах войны и их социальной защите» в 1997 году Соломон Маркович получил статус ветерана войны и соответствующее удостоверение. Российское законодательство этот статус сохранило. На региональном уровне и удостоверение к этому статусу продолжает действовать. Городские власти поддерживают льготы ветеранам в пределах своей компетенции.

(с) Московский комсомолец - Крым

 

 

 

emblema pogranvoiskГерб ПС ФСБ РФ