Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

накануне великой победы: ДИАГНОЗ - БЕСПАМЯТСТВО?

накануне великой победы: ДИАГНОЗ - БЕСПАМЯТСТВО?

PDFПечатьE-mail

  

 

На днях из Оша пришло весьма странное и тревожное известие - снесен постамент памятника, некогда стоявшего в центре южной столицы и являвшегося одной из местных достопримечательностей. Памятник был необычным: гранитный пьедестал, а на нем легендарная "полуторка" - созданная в 30-х годах автомашина ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны (отсюда и название), ставшая главной "рабочей лошадкой" Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

     Трудилась "полуторка" в военные годы и в далекой от фронта Киргизии. Этими грузовичками с корпусом из фанеры был оснащен знаменитый автобат - Ошский пограничный автомобильный батальон, занимавшийся снабжением пограничных войск, включая самые отдаленные заставы. География перевозок была обширной - от Хорога в Таджикистане до самого Забайкалья, монгольской границы. Ошский автобат, именуемый еще "четыре тройки" (от номера воинской части - 3333), пригодился и в годы войны в Афганистане - именно отсюда снабжались воевавшие там советские войска.

    Памятник военным водителям перед автобатом появился в 1987 году. Его, гордясь своей историей, решили поставить сами пограничники. Фронтовая "полуторка" на пьедестале - в этот образ вкладывался многогранный смысл. Это - и память о далекой войне: ведь и здесь, в глубоком тылу, ковалась победа. Это - и память о сослуживцах, отдававших стране свой нелегкий труд, а то и жизни, даже в мирное время. Это - в какой-то мере и символ цивилизации: автобат снабжал всем необходимым не только пограничников, но и жителей самых глухих кыргызских уголков. Пограничные грузовики были мостиком, соединявшим тысячи людей с Большой землей, увидев их, люди выбегали на дорогу, ожидая хотя бы просто услышать какую-то весть. Миллионы пройденных километров, миллионы тонн грузов, перевезенных автобатом, воплотились в этом скромном мемориале. Для кадровых пограничников Кыргызстана он стал таким же символом эпохи, как для фронтовиков известная песня: "Эх, дороги, пыль да туман…"

    "Полуторку" пограничники выбрали для памятника не абы какую. Именно эта машина, вспоминает ветеран автобата и председатель совета ветеранов Пограничной службы города Оша Петр Лаврентьевич Шиянов, была первопроходцем памирской трассы. Пограничники выменяли ее в Узбекистане на одну из списанных автомашин части, своими силами отремонтировали и водрузили на гранитный постамент.
     Два десятка лет ветераны автобата приходили к любимой "полуторке"-памятнику, приводили своих детей и внуков. А осенью 2007 года постамент вдруг опустел. Пошли слухи, что легендарный грузовичок продали какому-то частному коллекционеру, а на месте памятника появится… кафе. Слухи не подтвердились: выяснилось, что раритетная машина увезена в Бишкек - Министерство обороны КР решило поставить ее в создаваемый музей Вооруженных сил Кыргызстана. Тогдашнее пограничное начальство почему-то возражать не стало.
    - До сих пор жалко! - сокрушается Петр Лаврентьевич Шиянов. - Эта машина была памятью для нашего города, где сейчас еще такие мемориалы увидишь?!

 

 

Таким был этот уникальный памятник, ставший в свое
время одной из главных достопримечательностей Оша.
Его изображение в советские годы печатали на открытках.

 

 

 Потом раритетный грузовик сняли с постамента… 

…и привезли в Бишкек. 

 

     Впрочем, ветераны, люди упорные, не смирились. Когда их мольбы к различным инстанциям не помогли, в конце декабря прошлого года совет ветеранов Пограничной службы Оша подал в Первомайский райсуд Бишкека иск к Министерству обороны с требованием вернуть "полуторку" на место, на постамент в Оше. Даже скептики, не верившие в успех судебной тяжбы, надеялись, что на гранитный постамент вернется если не сам грузовик, то хотя бы его муляж. А может, отыщется другая такая же "полуторка", может, найдется и спонсор - ведь на просторах СНГ живет много ветеранов Ошского автобата, кому дорога память о нем…

    Надежды рухнули вместе с постаментом. Его неожиданно (хотя судебный иск ветеранов еще не рассмотрен) стали ровнять с землей одновременно с переездом в Ош руководства Пограничной службы КР, разместившегося на территории бывшего автобата.
    Наш телефонный звонок с вопросом: "Для чего сносят постамент?" - вызвал у главного архитектора г.Оша Алмазбека Абдыкарова крайнее удивление.
     - Я знаю этот постамент, - сказал нам чиновник, - даже живу совсем неподалеку от него. Уверяю вас, там не ведется никаких работ. В ближайшее время в Ош переедет Пограничная служба, и я, наоборот, хочу попросить у руководства пограничников каких-нибудь предложений по поводу этого памятника. Машину забрали, но ведь сам постамент не должен пустовать!

 

 

 

А теперь сровняли с землей и постамент.

 

 

 

 


 

    То ли лукавит главный архитектор, то ли давно не проезжал по центру вверенного ему города! На фотоснимках, присланных в редакцию одним из наших читателей, отчетливо видно, как солдатики камень за камнем разбирают постамент. Эта работа кипела в конце января. А сегодня, говорят, там уже и камня на камне не осталось.
     Услышать объяснения самого руководства Пограничной службы, увы, не удалось. Пресс-служба этого ведомства на звонки не отвечает - тоже, видимо, занята переездом.
    Кому же и зачем понадобилось стирать с лица ошской земли уникальный, без преувеличения, памятник? И как согласуется эта тихая акция с другой акцией, объявленной громко и официально: "Горжусь своим дедом, горжусь своим отцом"?
    Эх, дороги, дороги… Остались сплошные пыль да туман!

 

 

Алина ШИЛЯЕВА,
Олег ЖУК





КСТАТИ

ИЗ  ИСТОРИИ 

ОШСКОГО  АВТОБАТА


История воинской части № 3333
История нашей части начинается в 19 веке, когда на границу с Китаем встали казачьи заставы, именно из города Ош выходили для их обеспечения караваны – так называемые ишачьи и верблюжьи роты.

Но официально, история войсковой части 3333, как автомобильной части начинается с 40-х годов. 23 июля 1940 года приказом НКВД СССР была создана отдельная автотранспортная рот ПВ НКВД, которая вошла в состав ПВ НКВД Средне-Азиатского округа с местом дислокации в городе Ош.

Первым командиром Отдельной автомобильной роты (ОАР) был назначен капитан Кириллов А.В. Основой формирования являлись кадры водительского состава округа. В период Великой Отечественной войны, в 1942 году штат был пересмотрен и увеличен до 109 автомашин и 172-х человек.

С 1942 по 1943 годы частью командовал капитан Новосельцев, а с 1943 года старший лейтенант Выдумов. В мае 1945 года на базе Отдельной автомобильной роты приказом НКВД СССР был сформирован Отдельный автотранспортный батальон. Основой его формирования являлись кадры водительского состава Отдельной Автомобильной роты пограничных войск Таджикского округа, а также Казахского и Киргизского пограничных округов.

В тот период командиром батальона был назначен майор Быстров, парк насчитывал 179 единиц техники, личный состав 290 человек. В 1952 году на должности рядового и сержантского состава было принято 72 вольнонаемных водителей. С годами менялся парк машин, было построено бензохранилище, склад запасных частей, другие здания и сооружения, по Памирскому тракту для полноценного отдыха водителей и безопасного движения установлены разборные дома, КТП, а вольнонаемный водительский состав насчитывал 186 человек. Длительное время частью командовали подполковник Ржевский Валентин Кузьмич и подполковник Юрс Владимир Александрович.

С 1980 года личный состав войсковой части 3333 оказывал интернациональную помощь Республике Афганистан. Чем дальше уходит в историю время «Афгана», тем дороже и ближе становятся для нас те, чьи могилы на кладбищах составили целые аллеи, называемые в народе «афганскими». За годы войны в Афганистане погибли 518 пограничников, но ни один из них не был пленен или пропал без вести. На протяжении всей войны воины-пограничники выполняли особые, только им свойственные задачи, в их числе и личный состав войсковой части 3333.

В те годы воины части 3333 осуществлял тяжелый, небезопасный труд по планомерному завозу материальных средств, сопровождая и обеспечивая охрану грузов ограниченному контингенту Советских войск в Афганистане. Воинские части подразделения 40-й армии неоднократно выражали слова и чувства благодарности водительскому составу, офицерам и прапорщикам нашей части, всегда помня и зная каким тяжелым путем преодолевались тысячи километров.

14 февраля 1994 года войсковая часть 3333 была реорганизована, но традиции прежних поколений жив. Неоценимый вклад в дело воспитания личного состава вносят наши ветераны: Шиянов Петр Лаврентьевич, Аксянов Файзулло Абдурахманович, Гудков Иван Васильевич, Сахаров Александр Иванович, Цыганок Радион Афанасьевич, Шафеев Михаил Исмятович и другие.

Сегодня в наших рядах полковник запаса Ушуров С.А., старшие прапорщики Кулагин Н.В., Калашников А., награжденные орденами «Красной звезды», старшие прапорщики Г. Конобеев, Г.Шаров, рядовые к/с А.Абдурахманов, водители А. Хиязов, И. Аширов, О. Салимов, И. Кыйкибашев, А. Пазылов, А. Джунусов и многие другие, кто участвовал в боевых действиях, кто доставлял грузы и сопровождал колонны.

В условиях вооруженных конфликтов, непрекращающихся попыток контрабанды на многих участках таджико-афганской границы наш многонациональный личный состав части порой на пределе физических и моральных сил с честью держит трудный экзамен.
Ежегодно по горным дорогам Памира перевозится более 30 тысяч тонн грузов, автомобильная техника базы каждый год проходит более 10 миллионов километров. Поэтому деятельность нашей части является основной в вопросах обеспечения коллективной безопасности стран СНГ на юге Киргизии.

Автобат "четыре тройки" был расформирован в 2003 году.

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Вторник, 24. Январь 2017 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика