Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

ПСКР "Днепр" - корвет ВМСУ "Вiнниця": 35 лет черноморской службы

ПСКР "Днепр" - корвет ВМСУ "Вiнниця": 35 лет черноморской службы

PDFПечатьE-mail

35 лет назад, 24. 12. 1976 г., в Севастополе, на ПСКР «Днепр» был поднят военно-морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ при Совете Министров СССР. ПСКР «Днепр» стал первым кораблем проекта 1124П, вошедшим в состав 5 отдельной бригады сторожевых кораблей погранвойск (ОБСКР) в Балаклаве. Он был заложен 23. 12. 1975 г. в Зеленодольске на судостроительном заводе им. А. М.Горького (заводской №775) и спущен на воду 12. 09. 1976 г. Экипаж корабля формировался из моряков срочной службы 1-й ОБСКР, пос. Кувшинская Салма, в частности, на основе экипажа ПСКР «Сапфир», пр. 254А, а также из офицеров и мичманов, в основном проходивших службу в составе 5 ОБСКР.

Осенью 1976 г., незадолго до завершения навигационного периода, ПСКР «Днепр» был переведен из Зеленодольска по внутренним водным путям – по Волге и Дону в Азовское, а затем в Черное море, где он успешно прошел государственные испытания. 16. 11. 1976 г. корабль был зачислен в состав в/ч 2382 (5 ОБСКР). Военно-Морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ при СМ СССР на ПСКР «Днепр» был поднят 24. 12. 1976 г. Его приход в базу 5 ОБСКР в Балаклаву состоялся весной 1977 г. после проведения там дноуглубительных работ и строительства пирса, приспособленного для стоянки кораблей большего водоизмещения. Сдав курсовые задачи, корабль приступил к активному несению службы по охране государственной границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у побережья Крымского полуострова в Черном море.

011

Первый экипаж ПСКР «Днепр». У памятника морякам-пограничникам Заполярья. Поселок Кувшинская Салма. Лето 1976 г.





02Переход ПСКР «Днепр» по Волге из Зеленодольска. Октябрь 1976 г.

 Из воспоминаний члена первого экипажа, командира минного отделения Владимира Лобченко:

«Экипаж формировался на севере в поселке Кувшинская Салма Мурманской области в июле1976 г. Затем на поезде в Зеленодольск, глубокой осенью по внутренним водам в Севастополь на достроечную базу. В Балаклаву пришли где-то весной 1977 года. Флаг подняли еще на заводе, но в целях конспирации это был флаг ВМФ. Форму носили с погонами «Ф» без зеленого канта. А вот ленточки забыли поменять, и это был как бы небольшой казус в конспирации. 16. 11. 1976 г. корабль был переведен в в/ч 2382, а до этого он числился за 1 ОБСКР, в/ч 2289. 24. 12. 1976 г. был поднят пограничный флаг. Одновременно проходили ходовые испытания в авральном режиме, на борту были представители завода, гос. комиссия и т.д. Корабль приняли под Новый год. До весны мы базировались в Севастополе. Дату прихода в Балаклаву не помню, но где-то весной 1977 г.,  встречали с оркестром, пришвартовали к городскому причалу, был день открытых дверей. Все желающие могли посетить корабль. На тот момент ПСКР «Днепр» был флагманским кораблем в бригаде. Затем начались боевые будни по охране гос. границы. Ночью ходили галсами от Севастополя до Керчи, днем стояли на якоре у Ялты напротив «Артека». 

Офицеры и мичманы первого экипажа ПСКР «Днепр»

командир корабля: Александр Петрович Королев

старший помощник командира корабля:  Николай Петрович Засыпкин

заместитель командира корабля по полит. части: А. Бажора

командир БЧ-1: Владимир Ненашев

командир БЧ-2, 3: Александр Борисович Авксентьев

командир БЧ-4, начальник РТС: Владимир Сапунов

командир БЧ-5:В. М. Богданов

главный боцман: Анатолий Жилин

старшина артиллерийской команды: Владимир Новиков

старшина команды связи: Владимир Евсеев

старшина турбомоторной команды: Сергей Огородний

старшина электротехнической команды: А. П. Генералов

баталер: Владимир Расторгуев

033

Офицеры и мичманы первого экипажа в день 1-й годовщины спуска ПСКР «Днепр» на воду 12. 09. 1977 г. Первый ряд слева направо: баталер м-н В. Расторгуев, командир БЧ-2, 3 л-т А. Б. Авксентьев, командир корабля кап. 2 ранга А. П. Королев, командир БЧ-4 – начальник РТС л-т В. Сапунов; второй ряд слева направо: старшина артиллерийской команды м-н В. Новиков, старшина турбомоторной команды м-н С. Огородний, старшина команды связи м-н В. Евсеев, старшина электротехнической команды А. Генералов, командир БЧ-1 л-т В. Ненашев, главный боцман м-н А. Жилин. 1977 г.



044Экипаж ПСКР «Днепр» в день 1-й годовщины спуска ПСКР «Днепр» на воду 12. 09. 1977 г. Нижний ряд слева направо: старшина артиллерийской команды м-н В. Новиков, старшина команды связи м-н В. Евсеев, старшина турбомоторной команды м-н С. Огородний, , главный боцман м-н А. Жилин, командир корабля кап. 2 ранга А. П. Королев, командир БЧ-4 – начальник РТС л-т В. Сапунов, старшина электротехнической команды А. Генералов. 1977 г.

 

 

 

05

Одна из первых фотографий ПСКР «Днепр». 1977 г.

06

ПСКР «Днепр» выполняет стрельбы из РБУ-6000. 1977


Некоторые эпизоды пограничной службы ПСКР «Днепр». С 08. 04. 1977 г. корабль находился в кампании в районе Черного моря от о. Змеиный до Керченского пролива. В период с 01. 01 по 31. 12. 1978 г. ПСКР «Днепр» находился в кампании в районе Черного моря от п. Одесса до п. Новороссийск, куда он заходил в рамках штурманского похода. 20. 05. 1978 г. корабль под командованием А. П. Королева участвовал в поиске резиновой шлюпки, на которой произошел прорыв государственной границы в сторону Турции. 29. 07. 1978 г. ПСКР «Днепр» участвовал в аналогичной операции в районе 15-й ПЗ (Приветное). В период с 12. 08. по 16. 08. 1978 г. ПСКР «Днепр» также под командованием А. П. Королева принимал участие в операции по поиску и задержанию опасного преступника, ушедшего в море на резиновой лодке.

В 1979 г. ПСКР «Днепр» находился в кампании с 10. 07 по 31. 12. в районе Черного моря от м. Тарханкут до п. Новороссийск. В период с 01. 01 по 31. 12. 1980 г. корабль находился на службе в районе Черного моря от м. Тарханкут до п. Очамчири, куда он заходил в рамках штурманского похода. 01. 02. 1980 г. ПСКР «Днепр» под командованием Н. П. Засыпкина пресек незаконный лов рыбы, осуществлявшийся турецкой шхуной «Рыфат Реиз». Менее чем через две недели корабль произвел задержание шхуны «Капитан Мехмет», также ходившей под турецким флагом. 26. 08. 1980 г. ПСКР «Днепр» участвовал в поиске катера в районе Феодосии.

С 01. 01 по 31. 12. 1981 г. корабль находился в кампании в районе Черного моря от м. Тарханкут до Керченского пролива. В марте 1981 г. ПСКР «Днепр» под командованием А. А. Богачева в условиях штормовой погоды задержал в тер. водах СССР турецкую шхуну. Осмотровая группа, возглавляемая заместителем командира корабля В. А. Сокуром, выявила факты, свидетельствовавшие о разведывательной деятельности судна-нарушителя и о незаконном лове рыбы в территориальных водах СССР.

В начале 1981 г. на ПСКР «Днепр» была демонтирована кормовая артустановка АК-725 с целью замены бункера ручной подачи снарядов на механизированный. Ее монтаж после проведенной модернизации был выполнен весной 1982 г.

08

ПСКР «Днепр» на стоянке в Балаклаве. Вид на ют при демонтированной кормовой артустановке АК-725.

10

Певец Юрий Богатиков (в центре) на борту ПСКР «Днепр» вместе с экипажем.

В 1982 г. Военным советом Краснознаменного Западного ПО был учрежден приз имени фронтового комендора Героя Советского Союза Г. А. Куропятникова. К участию в состязательных артиллерийских стрельбах пограничных кораблей были допущены лучшие корабли Балаклавской (5 ОБСКР) и Одесской (18 ОБСКР) бригад, среди которых был и ПСКР «Днепр». Он стал первым победителем этих состязаний. Выписка из приказа начальника войск Краснознаменного Западного ПО от октября 1982 г.: «За успешное выполнение состязательных артиллерийских стрельб и занятое при этом первое место пограничный сторожевой корабль офицера А. Богачева наградить переходящим призом имени Героя Советского Союза Г. Куропятникова. На ходовой рубке корабля нанести знак «Победитель состязательных артиллерийских стрельб 1982 года» в соответствии с требованиями ВМФ.» Приказом начальника войск округа за успехи, достигнутые в состязательных стрельбах, поощрены офицеры А. Богачев (командир корабля), А. Плеченко (командир БЧ-2, 3), А. Дрозд (флагманский артиллерист), В. Харченко, мичман И. Беспалый, старшины П. Карпичев, Г. Орлов и другие». Свой успех ПСКР «Днепр» повторил и в следующем (1983) году, вновь успешно проведя артиллерийские стрельбы и выиграв почетный приз.

09. 07. 1985 г. ПСКР «Днепр» под командованием Г. М. Новикова, неся службу по охране государственной границы, выполнял задачу по слежению и предотвращению захода в территориальные воды СССР фрегата британских ВМС «Наяда». Фрегат длительное время находился вблизи территориальных вод на евпаторийском направлении, опасно маневрируя, допуская резкие изменения курса и провокационные сближения с ПСКР «Днепр», активно используя вертолет и осуществляя неоднократные облеты и фотографирование советского пограничного корабля. Первым обнаружил британский фрегат на предельной дистанции вахтенный радиометрист м-с Р. А. Хафизов, который, включив стрельбовую РЛС МР-103 «Барс» на максимальный диапазон, во многом способствовал тому, чтобы вертолет прекратил облеты и вернулся на палубу фрегата. Также в условиях резкопеременного маневрирования отличились врио командира БЧ-5 мичман С. Г. Огородний и командир отделения мотористов ст. 1 ст. С. А. Рыбников.

Во время путча в августе 1991 г. ПСКР «Днепр» был задействован в операции по прикрытию с моря государственной дачи в Форосе, где в то время удерживался первый президент СССР М. С. Горбачев. Корабль находился в состоянии полной боевой готовности к отражению атак со стороны моря. За участие в этой операции командованием бригады экипажу корабля была объявлена благодарность.

По результатам социалистических соревнований ПСКР «Днепр» неоднократно удостаивался звания «отличный корабль соединения».

Летом и осенью 1983 г. на борту ПСКР «Днепр», «Измаил» и «Преданный» производились съемки детского художественного фильма «Егорка».

ПСКР «Днепр», как и многие другие корабли 5 ОБСКР, в летнее время выполнял спец. задания, осуществляя охрану с моря мест отдыха членов ЦК КПСС, советского правительства, руководителей коммунистических партий стран соц. лагеря и других важных гостей, отдыхавших на южном побережье Крыма. За безупречное выполнение этих заданий, включая сопровождение кораблей и катеров спец. службы, на борту которых находились вышеуказанные лица, экипажу корабля неоднократно объявлялась благодарность. В числе важных гостей, посетивших борт ПСКР «Днепр», был певец Ю. И. Богатиков (1982 г.) и др.

После распада СССР 5 ОБСКР сразу перешла Украине. В июне 1992 г. ПСКР «Днепр» был введен в состав Государственной пограничной службы Украины. В связи с недостаточным финансированием и снабжением, отсутствием ГСМ, запчастей и пр. в период с 1992 по 1995 гг. корабль на охрану границы выходил редко и большую часть времени проводил в базе.

15

ПСКР «Днепр» и «Измаил» в Балаклаве перед передачей в состав ВМС «Украины». Декабрь 1995 г.

В дальнейшем между командованием Военно-морских сил и Госпогранслужбы Украины была достигнута договоренность о передаче в состав ВМСУ двух пограничных кораблей проекта 1124П: ПСКР «Днепр» и «Измаил». В обмен на них Госпогранслужба Украины получила в свое распоряжение базу учебного отряда в г. Измаил, которая стала использоваться ей для обучения моряков-пограничников срочной службы. 19. 01. 1996 г., после почти 20-летней службы в качестве пограничного корабля, ПСКР «Днепр» вошел в состав ВМСУ вместе с ПСКР «Измаил». Военно-морской флаг ВМС Украины был поднят на корабле 01. 02. 1996 г. После передачи в состав ВМСУ ПСКР «Днепр» был переклассифицирован в корвет и получил новое имя – «Вiнниця» (Винница). Кораблю был присвоен новый бортовой номер U206. Шефство над кораблем взял Винницкий исполнительный комитет Винницкого местного совета. Некоторое время после передачи в состав украинского флота корвет «Винница» вместе с корветом «Чернигов» (бывший ПСКР «Измаил») продолжал находиться в Балаклаве, откуда оба корабля были переведены в Стрелецкую бухту, где начиная с 22. 03. 1996 г. базируется 5 бригада надводных кораблей ВМСУ. С сентября 2004 г. основная часть кораблей ВМС Украины базируется в пос. Новоозерное на оз. Донузлав, где находится Южная военно-морская база.

16Корвет «Винница» на якоре.

С переходом в состав ВМСУ начался новый период в жизни корабля. Только за один 1996 г. им было пройдено несколько тысяч миль. В период с 21. 07 по 28. 07. 1996 г. корвет «Винница» принял участие в международных учениях «Кооператив-партнер-1996». В период с 31. 07 по 01. 08. 1996 г. корабль принимал участие в учениях «Море-1996» (внешний рейд Севастополя, бухта Балаклава), а с 31. 08 по 09. 09. 1996 г. корвет «Винница» в составе отряда кораблей ВМСУ вместе с корветом «Чернигов» участвовал в учениях «Классика-1996» в районе п. Констанца, Румыния, куда он, как и месяцем ранее, зашел под флагом заместителя командующего ВМС Украины контр-адмирала А. А. Рыженко.

В 1997 г. корабль прошел текущий ремонт на Балаклавском СРЗ «Металлист». В период с 15. 04 по 17. 04. 1998 г. корвет «Винница» принял участие в специальном сбор-походе кораблей ВМС Украины и ЧФ РФ. Также в 1998 г. корабль участвовал в учениях «Кооператив-партнер-1998» в Одессе. В 1999 г. корвет «Винница» принял участие в международных учениях «Фарватер мира-1999» в Севастополе, а в период с 20. 04. по 22. 04. 1999 г. – в сбор-походе кораблей ВМСУ, в августе того же года – в международных учениях «Фарватер мира-1999». В апреле 2000 г. корабль участвовал в сбор-походе кораблей ВМСУ, в период с 19. 06 по 01. 07. 2000 г – в международных учениях «Кооператив-партнер-2000» в Одессе. В 2002 г. корабль принял участие в учениях «Бриз-2002» в районе г. Варна, Болгария и в командно-штабных учениях «Форпост-2002» в Одессе. Летом 2003 г. корвет «Винница» представлял ВМСУ на международных учениях «Бриз-2003» в районе г. Бургас, Болгария, «Фарватер мира-2003» в Севастополе, а также в период с 03. 08 по 31. 08. 2003 – на учениях «Blackseafor-2003» с заходом в болгарский порт Варна.

18

Корвет «Винница» в море.

Последний раз корабль принимал участие в стратегических командно-штабных учениях Вооруженных Сил Украины по оперативному обеспечению и логистике «Артерия-2007» в 2007 г.

11. 11. 2007 г. во время сильнейшего шторма, который обрушился на Севастополь, корвет «Винница», стоявший на якоре у причала № 14 в Стрелецкой бухте рядом с другими кораблями ВМС Украины (кораблем управления «Славутич», пр. 12884 и большим десантным кораблем «Константин Ольшанский», пр. 775), при навалах друг на друга потерпел сильные повреждения. Был смят нос с 1-го по 4-й шпангоуты: образовалась сквозная пробоина по форштевню на всю высоту шпилевой. Корабль стал короче на 1,5 м. Во время навала «Славутича» с правого борта корвета «Винница» была сорвана звезда, оставшаяся со времен постройки корабля. Кроме того, корвет «Винница» получил пробоину в надстройке первого яруса в районе 49-51 шпангоута по левому борту (сквозная пробоина по всей высоте в районе помещения душевой команды, вмятина и небольшая пробоина в районе водонепроницаемой переборки на 49-м шпангоуте в помещении ВЧБ МР-302.), образовалась подводная трещина в кормовом машинном отделении (75-77 шпангоут) длиной 1,2 м на глубине 60 см; смят 1 м привального бруса и верхней палубы по левому борту в районе кормовой артустановки. Поврежденный нос был восстановлен и усилен до конца 2007 г. силами фирмы «Аккая». Ремонт борта в районе душевой команды был произведен в августе 2008 г. за счет экипажа и благодаря усилиям командира электромеханической боевой части А. Ю. Мельникова (вместо АМГ была использована обычная сталь). Длина образовавшейся в результате полученных повреждений подводной трещины в кормовом машинном отделении увеличилась до 2,5 м. Кроме того, выше нее образовалась еще одна трещина длиной около 1 м. В связи с отсутствием средств на прохождение кораблем докового ремонта данные трещины были заделаны в июле-августе 2010 г. силами экипажа корабля. Был самостоятельно изготовлен кессон, и выполнена сварка.

20Корвет «Винница» после шторма. Ноябрь 2007 г.

 

 

В настоящее время корабль находится в Южной военно-морской базе надводных кораблей ВМС Украины в пос. Новоозерный на оз. Донузлав. Перед экипажем стоит задача обеспечения постоянной боевой и технической готовности корабля и его подготовки к выполнению заданий по назначению.

Командиры ПСКР «Днепр»:

1976 – 1979 гг. – Александр Петрович Королев

1979 – 1981 гг. – Николай Петрович Засыпкин

1981 – 1984 гг. – Анатолий Александрович Богачев

1984 – 1987 гг. – Геннадий Михайлович Новиков

1987 – 1993 гг. – Александр Ильич Лукьянченко

1993 – 1994 гг. – Игорь Викторович Хайдуков

1994 – август 1994 гг. – Сергей Владимирович Коряк

август 1994 – декабрь 1995 гг. – Анатолий Евтихиевич Брынза.

Командиры корвета «Винница»:

30. 12. 1995 г.- 04. 02. 1997 г. – Игорь Эдуардович Рысин

04. 02. 1997 г. - 24. 09. 1998 г. – Валерий Викторович Зубарев

24. 09. 1998 г. - 27. 11. 1999 г. – Виталий Викторович Стариков

27. 11. 1999 г. - 05. 10. 2001 г. – Евгений Иванович Коробач

05. 10. 2001 г. - 01. 10. 2004 г. – Александр Васильевич Тарасов

01. 10. 2004 г. - 25. 04. 2008 г. – Алексей Олегович Доскато

25. 04. 2008 г. – 23. 07. 2011 г. – Александр Михайлович Костюк

23. 07. 2011 – по настоящее время – Андрей Ткачев.

21

Корвет «Винница» в Севастополе на День Военно-Морского флота.

22

Герб корвета «Винница» на мачте.

26

Корвет «Винница» на оз. Донузлав в День ВМС Украины. Июль 2011 г.

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика