Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

ПСКР "Анадырь"

ПСКР "Анадырь"

PDFПечатьE-mail
anadirС нынешнего года корабли морского соединения начали выполнять задачи по охране восточной части российского сектора Арктики. Первым к боевому дежурству в этом районе приступил "Анадырь".
Оговоримся, что подобная задача для кораблей отряда ПСКР - не новая. Сегодня речь идет о возобновлении присутствия российского флота в Арктике.
   Что касается морского соединения СВПУ, то подобные задачи не ставились перед экипажами кораблей полтора десятка лет. Последним ПСКРом, который в те годы нес боевое дежурство в Арктике, был ПСКР "Нева". Кстати, в том походе принимал участие начальник Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России генерал-лейтенант Александр Лебедев, тогда еще проходивший службу в должности начальника чукотского пограничного отряда.
   Не так давно он встречал экипаж, который спустя много лет первым из кораблей морского соединения вернулся в арктические пространства.
   Как мы уже говорили, пограничные корабли и раньше выполняли задачи по охране государственной границы и защите государственных интересов в Арктике. Командир "Анадыря" капитан 1 ранга Игорь Юрасев лейтенантом принимал участие в первом экспериментальном выходе корабля проекта "Альбатрос" на чукотском направлении. Там несли службу корабли проекта 97П. Однако они считаются достаточно тихоходными. В то время начинали налаживаться отношения с Аляской, проходили дружеские визиты, безвизовый обмен, и поэтому необходим был скоростной корабль, способный без труда догнать любую лодку. Однако легкий корабль все же не приспособлен для плаванья во льдах.
   Приходилось капитану 1 ранга Юрасеву принимать участие в сопровождении международных делегаций, экспедиций. Во время одной из них ее участники пересекали Берингов пролив на байдарках. Тогда случилось небольшое происшествие. Потерялась лодка, на которой находилась супружеская пара. Нашли ее пограничники, напоили чаем и вернули к остальным участникам.
Однажды пограничный корабль защищал китобойное судно. Согласно международной конвенции, промысел китов был запрещен. Однако на Чукотке было единственное китобойное судно "Звездный". Местные жители выходили на нем в море и, вооруженные гарпунами, охотились на морское животное. Добытое китовое мясо служило для них пропитанием. Судно "Rainbow warrior" природоохранной организации "Гринпис" пыталось помешать "Звездному" вести промысел. Пограничный корабль своим корпусом не давал "Rainbow warrior" подойти к китобою. Это судно "зеленых" известно своей печальной судьбой. Оно было взорвано после того, как активисты Гринпис заявили о намерении использовать корабль, чтобы препятствовать французскому военному флоту проводить испытания ядерной бомбы. 
    anadyrСам "Анадырь" в Арктике тоже не новичок. Правда, до своего похода в высокие широты в нынешнем году он побывал там 23 года назад. Корабль достиг острова Врангеля.
   Участок до Уэлена достаточно хорошо изучен. Каждый года туда доставляют грузы пограничные корабли обеспечения. Маршрут "Анадыря" пролегал намного миль севернее. В этом году он вновь побывал около Врангеля, хотя подойти к нему не смог из-за льдов и прошел в трех кабельтовых от места гибели "Челюскина". Минуя этот участок пути, "Анадырь" отдал воинские почести, приспустил флаг, а личному составу показали фильм, рассказывающий о драматических событиях, происходивших здесь более 70 лет назад.
   За те годы, когда пограничный флот не обозначал своего присутствия в Заполярье, изменилось многое. "Анадырь" побывал во всех национальных селах чукотского побережья, за исключением Нешкана. Лед там стоит долго, и лодка с пограничниками не смогла подойти к берегу.
   В других населенных пунктах их появление вызывало заметное оживление у местных жителей. Увидев издалека корабль, они спешили на берег, прихватив с собой сувениры для продажи. Как выяснилось, местные жители приняли пограничников за туристов, а "Анадырь" - за круизный лайнер. Им хорошо знаком туристический пароход "Марина Цветаева". Он, как и "Анадырь", выкрашен в сине-белый цвет и имеет вертолетную площадку. Уверенные, что к ним пожаловали гости, желающие ознакомиться с местными достопримечательностями, аборигены и встречали их соответствующим образом. О том, что пограничные корабли с недавних пор сменили серую окраску на бело-синюю, они не подозревали.
По этой же причине "Анадырь" "не узнали" возле мыса Чаплино. Корабль подошел к островам Аракамчечен и Ытыгран, встал на якорь. На следующее утро осмотровая группа отправилась в заповедник, который находится на островах. Там очень удивились, признав в высадившихся на берег своих. Оказалось, что они приняли "Анадырь" за корабль береговой охраны США и предупредили пограничников о появлении "иностранцев". Недоразумение быстро выяснилось. Однако бдительность местных жителей моряки оценили.
   Присутствие корабля не осталось незамеченным со стороны соседей, которые так же, как и Россия, имеют территории в Арктике. Появление самолета системы АВАКС ВВС Соединенных Штатов, который летал по всей зоне, зафиксировали на "Анадыре". Когда корабль шел обратно, были замечены четыре воздушных судна, которые совершали облет вдоль государственной границы.
   Активизировалась и береговая охрана. Их вертолеты в течение недели непрерывно облетали свой сектор. Скрытности в действиях авиации не наблюдалось.
   Защита интересов военной безопасности, пожалуй, главная задача, о которой говорится, когда речь заходит об арктических территориях. Однако столь же важно и сохранение уникальной природы Заполярья. В Арктике есть немало того, что не просто удивляет - завораживает. В этом экипаж "Анадыря" убедился воочию.
   Совсем близко от борта проплывали киты. Особенно много их встречалось в проливе Беринга. Видели самку с детенышем - два хвоста рядом, побольше и поменьше. Мать, по всей видимости, кормила китенка - на воде образовалась белая пенка. В метрах десяти от борта развернулась охота касаток на кита. Местные жители рассказывали потом, что съесть кита касатки не могут, не в состоянии прокусить его толстую шкуру. Касатки преследуют кита до тех пор, пока тот не откроет пасть. В этот момент охотницы откусывают его язык - единственное, чем они способны полакомиться после долгой погони.
Однажды к "Анадырю" подплывал белый медведь. Откуда он взялся вдалеке от берега - неизвестно. Вероятно, он путешествовал по битым льдинам и наткнулся на корабль, на какое-то время вызвавший у него интерес. Косолапый подплыл к борту, но видимо, не найдя там ничего стоящего внимания, удалился. Моржи, наоборот, близко к себе не подпускали. При приближении корабля они спешили скрыться в море.
   Своей, не похожей на нашу, жизнью живут обитатели здешних сел. Вот, к примеру, какое объявление, написанное фломастером буквами через трафарет, было вывешено в поселке Ванкарем: "9 августа - День Чукотки. В нашей программе. Концерт. Конкурс на лучшее стихотворение. Дискотека с 21 до 24 часов". Также сообщалось, что вход на дискотеку стоит 10 рублей, а список должников продолжается.
   Разумеется, Арктика ассоциируется с бесконечными льдами, полярными ночами и днями. "Анадырь" провел 27 суток без темноты. Однако режим на корабле меряется не временем суток, а вахтами. Поэтому полярный день оказался не слишком заметен экипажу. Лед в Арктике очень отличается от "камчатского" и "охотского", с которым корабли подобного с "Анадырем" класса справляться привыкли. В высоких широтах в это время большая разница температур воды и воздуха. Когда "Анадырь" нес службу в Арктике, воздух прогревался от минус двух до плюс тринадцати. Температура воды - ноль-плюс один. Верхний слой льдин стаивал под солнечными лучами, под водой же оставалась трех-четырехметровая глыба. 
    plКолоть такой лед "Анадырю" оказалось тяжеловато. Ходили по разводьям, между льдин. Навигация здесь закроется в конце ноября.
   Сейчас службу в арктических широтах несет пограничный сторожевой корабль "Волга". С ним "Анадырь" встретился в Олюторском заливе, возле мыса Говена.
   На пути обратно, за день до прибытия в базу, каждый из участников похода получил свидетельство, в котором указано, что "его обладатель действительно выполнял задачи по охране и защите государственной границы, континентального шельфа и экономических и государственных интересов Российской Федерации в составе экипажа корабля 1 ранга "Анадырь" в акватории Чукотского моря и Северного Ледовитого океана". К вручению документа готовились заранее. Заместитель командир корабля капитан 2 ранга Павел Дороганов рассказывает, что тайна сохранялась в течение всего похода. Свидетельство получили и камчатские корреспонденты Андрей Маргиев и Алескандр Смышляев, которые также находились на борту. Последний, кстати, провел на "Анадыре" все 56 суток пути. Ко дню корабля, который будет отмечаться 10 октября, он обещал подготовить фильм. Военнослужащие последнего в морском соединении призыва, проходящие службу на "Анадыре", отправятся домой в ноябре. Своим родным они смогут не только рассказать об Арктике, ее красотах, об экскурсиях в Уэлене и Провидения, но и показать, какое оно, Заполярье.
   Во время встречи экипажа на берегу приказом начальника СВПУ были награждены несколько членов экипажа ПСКРа - всего 14 человек. Среди них командир корабля капитан 1 ранга Игорь Юрасев, капитан 2 ранга Владимир Божок, капитан 3 ранга Евгений Новоселов, мичман Сергей Потапов, матросы Дмитрий Мартюшов и Андрей Ващенко.
Те высокие оценки за успешное выполнение поставленных задач, которых была удостоена служба "Анадыря" - заслуга всей команды корабля, преодолевшей 6 тысяч миль, неся службу в незабываемом и суровом, но таком хрупком и беззащитном мире, который называется Севером.
 
Источник SVPU.RU
 

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика