Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

КПСКР "Дзержинский". 25 лет

КПСКР "Дзержинский". 25 лет

PDFПечатьE-mail

  

7

19 мая 1985
года на пограничном сторожевом корабле 1 ранга проекта 11351 «Дзержинский» был поднят Военно-Морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР.
С этого момента прошло 25 лет.

 

За это время кораблем были пройдены сотни тысяч миль, осмотрены сотни судов. Благодаря его служебно-боевой деятельности в государственную казну возвращены крупные суммы денежных средств, пресечено множество попыток расхищения природных богатств в пределах исключительной экономической зоны нашего государства. 25-летие единственного в России пограничного сторожевого корабля будет отмечено как в его родном соединении в Петропавловске-Камчатском, так и в Москве, где соберутся моряки, многие из которых входили в состав первого экипажа корабля.

   Краснознаменный пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» имеет славную боевую историю, начало которой уходит в далекий 1933 год, когда советское правительство сделало заказ итальянцам на постройку двух сторожевых кораблей, предназначенных для охраны морских границ. Они строились под номерами ПС-26 и ПС-18. После их постройки и спуска на воду корабли вышли из Генуи и, пройдя южным путем, в декабре 1934 года пришли во Владивосток. Позже корабли стали именными. ПС-26 был назван в честь Феликса Дзержинского, а ПС-18 – в честь Сергея Кирова. Ими был пройден славный боевой путь. За образцовое выполнение задания командования в войне против Японии Указом Президиума Верховного Совета от 19 сентября 1945 года сторожевые корабли «Дзержинский» и «Киров» были награждены орденами Красного Знамени. Краснознаменный СКР «Дзержинский» первого поколения находился на службе более 22 лет т закончил ее 11 июня 1957 года.

   На смену Краснознаменному СКР «Дзержинский» первого поколения в 1959 году пришел пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» второго поколения. Им был тральщик проекта 264А. 28 мая 1968 года экипажам кораблей второго поколения «Дзержинский» и «Киров» по преемственности были вручены ордена Красного Знамени, которыми были награждены одноименные ПСКРы в 1945 году. 6 марта 1984 года на «Дзержинском» был произведен торжественный спуск Краснознаменного Военно-Морского флага кораблей ПВ КГБ СССР. Всего за 25 лет службы Краснознаменным ПСКР «Дзержинский» второго поколения было задержано 76 иностранных и советских судов, более 150 иностранных и советских судов осмотрено, общая сумма штрафов, наложенных на задержанные кораблем суда, составила более 500 тысяч инвалютных рублей. За время службы он прошел 279 463 мили.1

   2 марта 1984 года был спущен на воду Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» 3-го поколения. Приказом начальника Краснознаменного Западного пограничного округа № 122 от 12 мая 1985 года был установлен день торжественного подъема Краснознаменного Военно-Морского флага кораблей ПВ КГБ СССР и гюйса – 19 мая 1985 года.

   Первым командиром корабля был капитан 1 ранга Л. А. Рагоньян. Пройдя государственные испытания, 15 августа 1985 года корабль начал межбазовый переход из Севастополя в Петропавловск-Камчатский, пройдя примерно тем же маршрутом, что и его предшественник первого поколения. На маршруте перехода были заходы в порты Аден, Камрань, Владивосток.

   22 ноября 1985 года корабль отшвартовался кормой к пирсу 1-й Краснознаменной дивизии пограничных сторожевых кораблей. Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» был вторым после ПСКР "Менжинский" кораблем проекта 1135.1, но в своем соединении он стал первым кораблем такого проекта.

   С 1986 года «Дзержинский» начинает интенсивное несение пограничной службы практически на всех направлениях зоны ответственности округа кроме Чукотского направления. За первые 10 лет службы им было задержано 5 иностранных судов, наложен штраф на общую сумму в 434 696 инвалютных рублей. За этот период было осмотрено 82 российских и 61 иностранное судно.

   В конце мая 1987 года Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» принимал участие в операции по выдворению из территориальных вод СССР крейсера УРО «Арканзас» ВМС США в Авачинском заливе. Так как на борту крейсера находились ядерные боеголовки, заместитель начальника войск округа по морским вопросам капитан 1 ранга В. Е. Саркисян и командующий Камчатской флотилии вице-адмирал Г. Н. Гуринов приняли решение на провокацию американцев не поддаваться и активных действий не предпринимать, дав «Дзержинскому» и другим пограничным кораблям соответствующие указания. Крейсер, пройдя после пересечения кромки территориальных вод около трех миль, лег в дрейф. «Дзержинский» зафиксировал его активный радиообмен с базой. Под утро следующего дня крейсер начал совершать маневры, после чего, спустя некоторое время, покинул территориальные воды СССР. «Дзержинский» выходил на связь с «Арканзасом», предупреждал о нарушении границ Советского Союза. Командир крейсера факта захода в территориальные воды СССР не признал.

   27 марта 1988 года в районе бухты Раковая моряки Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» обнаружили и спасли трех подростков 12-13 лет, которые оказались одни на дрейфовавшей среди бухты льдине. Их спасение стало результатом бдительности и умелых действий членов экипажа корабля, включая моряка срочной службы А. И. Ларкина, старшего помощника командира корабля Н. П. Емельянова, заместителя командира корабля по политической части М. Б. Грека, главного боцмана В. Н. Басалыгу, водителя катера В. А. Кулиненко, моториста катера А. М. Калюкина.

  4 В 1991 г. Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» задержал тайваньскую шхуну «Хун-Сюн-1», пытавшуюся уйти от преследования. Это было сделано благодаря решительным действиям командира корабля А. И. Сытника, который принял решение остановить браконьерское судно умелым маневром корабля. Для этого корабль занял позицию, при которой шхуна находилась на траверзе левого борта на дистанции 50-70 метров, уровнял скорости и начал медленное сближение, рассчитывая сблизиться бортами вплотную и высадить на ходу осмотровую группу. Капитан шхуны решил повторить маневр, который он уже выполнял несколько раз, позволявший ему уйти от сближения с кораблем. Шхуна резко повернула вправо на пересечение курса корабля в расчете, что на корабле машины отработают «полный назад» и столкновения не произойдет. Командир корабля мгновенно оценил обстановку и принял единственно правильное решение, позволяющее остановить браконьера и не допустить серьезной аварии. Прозвучала команда: «Право руля, обе машины назад малый». В результате пограничный корабль, скользя форштевнем по привальному брусу правого борта шхуны, мягко навалился на нее на несколько секунд и остановился. Шхуна в момент касания накренилась на левый борт, затем выровнялась, и потоком воды ее прижало к правой скуле корабля. Воспользовавшись этим, осмотровая группа мгновенно оказалась на судне-нарушителе.

   В период с 1991 по 1994 гг. Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» находился в ремонте, который выполнялся в АО «Дальзавод» во Владивостоке. Столь длительный ремонт стал следствием тяжелой экономической ситуации в стране. Из-за отсутствия поставок вооружения и ЗИПа, необходимых для ремонта, постоянных перебоев в финансировании и непрерывно растущей инфляции, корабль прибыл в родную базу лишь 2 октября 1994 года. Восстановив свою боеготовность, отработав боевую и повседневную организацию, Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» приступил к интенсивному несению пограничной службы.

С 12 по 15 июня 1995 года «Дзержинский» обеспечивал визит корабля БОХР США "Раш". 3 октября того же года им было задержано и оштрафовано за нарушение природоохранного законодательства РФ на сумму 15 736 долларов США судно Украины «Двинский залив».

В 1996 году корабль обеспечивал визит корабля БОХР США «Джарвис».

В 1997 году проведено совместное учение с кораблем БОХР США «Моргентау» по патрулированию, поиску и спасению на море. Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» обеспечивал визит корабля БОХР США «Шерман».

   21 мая 1998 года патрульный самолет береговой охраны США обнаружил несколько судов, которые вели дрифтерный промысел лосося в запрещенном для этого районе. Для проверки полученной информации в этот район вышел Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» с вертолетом Ка-27 на борту. Утром 25 мая Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» обнаружил в конвенционном районе одиннадцать тайваньских шхун и огромное количество выставленных ими дрифтерных порядков. Почти всем шхунам удалось уйти. Но одну из них корабль, возглавляемый А. Д. Ишутиным, не отпустил. Исчерпав все возможные средства для того, чтобы заставить шхуну остановиться, Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» был вынужден несколько раз открыть по ней огонь на поражение из АК-630, в результате чего была повреждена ходовая рубка и были убиты два человека, включая капитана и рулевого, три человека получили ранения различной степени тяжести. На судне было обнаружено около 50 тонн рыбы ценных лососевых пород, было изъято 12 мешков дрифтерных сетей. По приговору суда судно-браконьер, незаконно добытая рыбопродукция и сети были конфискованы. Доход в пользу государства составил порядка 2 000 000 долларов США. Но фактически благодаря действиям экипажа корабля был предотвращен намного больший ущерб, так как тайваньские шхуны выставили тогда более 30 км дрифтерных сетей как раз на путях миграции красной рыбы, шедшей на нерест к российскому побережью. Командир Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» капитан 2 ранга А. Д. Ишутин за это задержание был награжден медалью Федора Ушакова, а ряд офицеров – медалями «За заслуги перед Отечеством» и «За отличие в охране государственной границы».

   24 ноября 1999 года в районе острова Медный было задержано японское судно «Мейсе Мару 128». В ходе его задержания моряки-пограничники вновь были вынуждены открыть по японскому траулеру огонь на поражение. Осмотровая группа, возглавляемая капитаном 3 ранга Н. Н. Чебаном, обнаружила на судне около 150 тонн незаконно добытых морепродуктов. Оно было отконвоировано в Петропавловск-Камчатский. Решением городского суда на капитана траулера был наложен штраф в размере 15 000 долларов США, судно и продукция конфискованы, реализация последних принесла в доход государства около 2 000 000 долларов США. Капитан японского судна был привлечен к уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации.

   В апреле 2000 года экипаж Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» принимал делегацию 17-го района БОХР США в Авачинской губе. В мае 2000 года корабль вышел на охрану государственной границы. Его служба проходила в конвенционном районе северо-западной части Тихого океана. 19 мая, в 15-ю годовщину корабля, отрабатывалось его взаимодействие с самолетом «Геркулес» БОХР США, который осуществлял патрулирование конвенционного района. На кромке ИЭЗ РФ и конвенционного района, на удалении около 30 миль, самолетом было обнаружено промысловое судно японской постройки. Его местоположение было передано на корабль. После сближения с судном и установления связи с ним командир корабля капитан 2 ранга А. В. Монахов принял решение остановить судно и произвести его осмотр. В ходе проверки шхуны «Капитан Рользинг» было обнаружено 70 тонн свежемороженой рыбы лососёвых пород, дрифтерные сети, радиобуи, как в рабочем, так и в походном положении. Каких-либо документов, дающих право на промысловую деятельность, на судне не было. За нарушение природоохранного законодательства «Капитан Рользинг» был отконвоирован «Дзержинским» в п. Петропавловск-Камчатский для дальнейшего разбирательства. По решению суда с капитана судна был взыскан штраф  в размере 16 698 рублей, была изъята незаконно добытая продукция на сумму 26 670 624 рублей.

   В июне 2000 года за промысел в неразрешенном районе корабль задержал РШ «Дайтэй мару - 5». В этом же месяце за нахождение в запретном районе (заповедник Командорских островов) Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» задержал МФТ «Группер», капитан которого был привлечен к ответственности. Сумма штрафа составила 41 745 рублей, изъято 3 975 кг рыбопродукции на сумму 76 950 рублей.

   В 2001 году благодаря служебно-боевой деятельности Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» за нарушение природоохранного законодательства к административной ответственности было привлечено 7 судов РФ. Общая сумма штрафов составила 180 000 рублей, изъято продукции на сумму 1 423 698 руб. Капитаны СРТМ «Сахфрахт-3» и ТСМ «Охота» были осуждены на 3 года каждый. Фирма-судовладелец СРТМ «Сахфрахт-3» была лишена лицензии на право ведения промысловой деятельности на 6 месяцев.

По итогам служебно-боевой деятельности за 2001 год Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» добился звания "Лучший корабль соединения".

   В 2002 г. Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» подтвердил своё звание «Лучший корабль соединения». Всего в 2002 г. корабль трижды нес службу, проведя в море 119 суток. За год было пройдено 8 168 миль, осмотрено - 48 судов, из которых 47 – российских и 1 - японское. Благодаря служебно-боевой деятельности Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» было привлечено к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства 13 судов РФ и 1 японское судно. Суммы штрафов составили 19 118 770 рублей и 637 212,7 долларов США.

   В 2003 г. корабль находился на службе 89 суток с вертолетом на борту. Им было пройдено 11 201,3 мили. Осмотрено 38 судов, из которых 1 – японское. Оштрафовано 6 судов и задержано 2 судна. В числе задержанных был МТР «Аметистовый», на борту которого была обнаружена 61 т крабовой продукции. Благодаря служебно-боевой деятельности Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» в 2003 г. было привлечено к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства 4 судна (15 июня - БМРТ «Славянский», 30 июня - РШ «Вавай», 23 сентября - БМРТ «Йохан Келлер», 21 октября - СТР «Залив Авачинский». Все – суда РФ.). Общая сумма штрафов составила – 1 088 145 рублей. С 18 по 27 августа 2003 года корабль принимал участие в рейдовых сборах кораблей соединения по плану КШУ СВРПУ ФСБ РФ и задачи «С». На нем был развёрнут штаб под командованием командира соединения С. В. Иценко. Экипаж корабля показал хорошую морскую выучку и уверенно действовал по вводным. Он перевыполнил норматив при выходе кораблей из базы и постановки на якорь. В октябре 2003 г. корабль выполнял задачу по доставке личного состава и груза на отдаленные заставы 60-го ПОГО.

   В 2004 году Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» находился на службе 68 суток. За это время им было пройдено 6 829 миль. Осмотрено 33 судна, из них одно – иностранное (Китай). Кораблем было оштрафовано 4 промысловых судна РФ, задержано 2 судна (22 августа 2004 года – РШ «Хокушин» (РФ) и 09 октября 2004 года – ТР «Кай Юань» (Китай); доход в пользу государства составил более 200 млн. рублей). Привлечено к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства 2 промысловых судна (8 августа 2004 г. – КС «Наука», 4 ноября 2004 года – ТР «Татарстан». Все – суда РФ.). Общая сумма штрафов составила 200 216 000 рублей.

Весь 2005 год корабль провел в текущем ремонте на заводе ЗАО ПСРЗ.

   5В период с 5 мая по 13 июня корабль нес службу по охране государственной границы, ИЭЗ, КШ РФ на Северокурильском направлении. За 40 суток им было пройдено 2 100 морских миль, осмотрено 14 судов. С 20 по 25 августа 2006 года на корабле с официальным визитом с целью установления шефских связей находились представители администрации г. Дзержинск Нижегородской области в лице заместителя мэра, полномочного представителя мэра в городской думе С. Ю. Клейменова и первого заместителя мэра города А. Ю. Хилова. С 12 по 15 сентября 2006 г. корабль принимал официальную делегацию 17-го района БОХР США и экипаж корабля БОХР этой страны «Алекс-Хейли». В период с 15 сентября по 11 ноября Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» нес службу по охране государственной границы на Охотоморском направлении. За 67 суток им было пройдено 6 294,3 мили, из них в сложных гидрометеорологических условиях – 3 079 миль. Осмотрено 9 судов, из которых задержано 5 и оштрафовано два. За различные нарушения кораблем были задержаны ПТР «Молния», порт приписки - Владивосток, флаг РФ, ТР «Мангуст», порт приписки - Невельск, страна флага - Белиз, СТР «Маяк», порт приписки - Невельск, страна флага – РФ. Благодаря скрытому переходу в центральный район Охотского моря 5 ноября. 2006 года Краснознаменным ПСКР «Дзержинский» было обнаружено и осмотрено 3 промысловых судна: СТР «Камышевск», ТР «Констилейшен» и СТР «Санган», у которых была отключена система позиционирования. СТР «Сарган» был оштрафован за нарушения режима государственной границы, СТР «Камышевск» и ТР «Констилейшен» - задержаны. На борту ТР «Констилейшен», не имевшего разрешения на промысловую деятельность, было обнаружено 140 т крабовой продукции. Доход в пользу государства от наложенных штрафов составил более 200 000 000 рублей. В 2006 г. корабль находился в море 117 суток, за которые им было пройдено 11 422,5 морских миль. Осмотрено 18 судов, из них - 13 российских и 5 иностранных. Задержано 6 судов. Оштрафовано 2 судна: РС «Рыбак» и СТР «Санган».

   В 2007 году Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» выходил на службу 3 раза. За 87 суток в море кораблем пройдено 10 456 морских миль. За год осмотрено 45 судов, из них 43 российских и 2 иностранных. Административные штрафы, за нарушение природоохранного законодательства наложены на 7 судов. Задержано 5 судов-нарушителей: ПТР «Таис», РШ «Нико», РМС «Свиола», РМС «Арка-33» и РШ «Норд-1».
   В 2008 году корабль выходил в море на 3 боевые службы. За 153 суток в море кораблем пройдено 23 678 миль. За год осмотрено 49 судов, из низ 43 российских и 6 иностранных. В ходе несения службы корабль четыре раза выходил на кромку ИЭЗ РФ в Тихом океане. Административные штрафы за нарушение природоохранного законодательства наложены на 5 судов: РДОС «Лиманский» - 10 000 рублей, РС «Володарск» - 36 000 рублей, СТР «Елизово» – 10 000 рублей, СТР «Начинский» - 10 000 рублей, ПТР «Лучистый» - 3 000 рублей. Задержано за различные нарушения 9 судов: 5 мая - СРТМ «Марья”, 25 мая - ТР “Норд -1”, 02 июня - РШ “Атлант”, 10 июня - ПРТ «Сиа-1», РШ  «Адилаид», 21. 08 - ПРТ «Разино», КЛС «Байкал», РШ «Восток-«", 16. 12 - СРТМ «Алиндар». В период с 3 по 10 августа корабль осуществлял патрулирование конвенционного района Тихого океана совместно с кораблем береговой охраны США «Джарвис». 29 сентября 2008 года Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» принимал участие в состязательных стрельбах на приз начальника СВПУ БО ФСБ России и завоевал первое место. По итогам 2008 г. Краснознаменный ПСКР «Дзержинский» был признан лучшим кораблём отряда ПСКР.
  

6

 

  Командиры Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» третьего поколения

1.  13. 02. 1984 г. – 14. 04. 1986 г. капитан 1 ранга Левон Ардашевич Рагоньян;
2.  14. 04. 1986 г. – 04. 10. 1988 г.  капитан 3 ранга Александр Александрович Чистяков;
3.  04. 10. 1988 г. -  04. 10. 1995 г. капитан 3 ранга Александр Иванович Сытник;
4.  04. 10. 1995 г. – 14. 01. 1996 г.  капитан 2 ранга Владимир Васильевич Кизим;
5.  14. 01. 1996 г. -  06. 11. 1998 г. капитан 3 ранга Андрей Дмитриевич Ишутин;
6.  31. 12. 1998 г. – 10. 01. 2001 г.  капитан 2 ранга Алексей Владимирович Монахов;
7.  с 2001 г.                                        капитан 1 ранга Андрей Анатольевич Дедов

 

Использованы материалы из книги капитана 1 ранга В. Юношева "Мы в кильватерном гордом строю..."

 

Материалы и фотографии предоставили:

А.К. Попов, член первого экипажа КПСКР "Дзержинский"

В.Н. Переплечинский, член первого экипажа КПСКР "Дзержинский"

М.Н. Криштиан, член экипажа КПСКР "Дзержинский", 1988-1991 гг.

А.Д. Ишутин, командир КПСКР "Дзержинский", 1996-1998 гг.

 

Особая благодарность за предоставленые материалы отряду пограничных сторожевых кораблей в г. Петропавловске-Камчатском

Обсуждение на форуме
Фотогалерея

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика