Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Корабль с гордым именем "Измаил"

Корабль с гордым именем "Измаил"

PDFПечатьE-mail
28 лет назад, 17 февраля 1981 года, был поднят флаг на пограничном сторожевом корабле с гордым именем  "Измаил". Названый так в честь города Измаила и память о взятии турецкой крепости Измаил русскими войсками 26.7.1770 года.
 
   Корабль был заложен в эллинге судостроительного завода в г. Зеленодольске (Татарстан)   12 сентября 1978 года. Сошёл со стапелей 22.06.1980 года под заводским номером 777, затем по внутренним водным путям переведен на Азовское море, а оттуда в Балаклаву для прохождения сдаточных испытаний. Так гласит официальная информация.
 
ekipaj.1982
Экипаж 1982 года
 
А вот как описал этот переход один из членов первого экипажа корабля Борис Калинаичев, служивший на нем штурманским электриком:
“Поездом прибыли в Зеленодольск, первоначально жили на берегу в казарме бригады строящихся кораблей, а в октябре переселились на корабль в стоящий в доке завода, уже заполненном водой. Дальше все пошло по заведённому порядку: подготовка корабля к длительному переходу, бункеровка, и вперед по Волге под буксиром. Мачта была завалена на кормовую надстройку, обтекатель (яйцо) ГАС "Аргунь" ехало отдельно, винты тоже. Между спардеком и кормовой надстройкой установили речной гальюн (емкость с переборками из фанеры и с подводом воды). Энергоснабжение от 200-сильника, запас продовольствия, солярки и воды. Погода была исключительная. Через две-три недели подошли к Волго-Донскому каналу. И застряли на неделю у входа. Речной буксир нас оставил, ждали толкающий буксир для прохода шлюзов. В итоге набралась целая флотилия боевых кораблей у входа в канал: мы, флотский СКР, подлодка, буксируемая в плавдоке, корабль на воздушной подушке "Джейран" и торпедолов. Все ожидали шлюзования.
   На прохождение канала затратили 2-е суток, прохождение каждого шлюза по боевой тревоге, спать приходилось мало. Заход в шлюзовую камеру, подъем, швартовка  в шлюзе и потом спуск и так в каждом шлюзе. Интересно, красиво, столько впечатлений, разве всё опишешь? Переход из Зеленодольска до моря, сохранилось в памяти, как событие яркое и интересное.
После прохода Дона, двух шлюзов на Дону кораблю вошел в Азов. Эта первая встреча с морской волной, для которой и был построен корабль, далась нам нелегко, Азов мелкий и волна в нём частая и короткая, выматывала своей бесконечной толчеёй. На Азове подняли мачту при помощи винтового домкрата. В подъеме участвовали 2 человека,  в том числе и я. Вся операция хорошо продумана и не заняла много времени, ведь "Измаил" не первый корабль, который таким образом проводили по внутренним водным путям.
   Затем Керчь и переход в Севастополь в Южную бухту на достройку в завод "Персей". Весь переход от Зеленодольска до завода в Севастополе заняла полтора месяца, впечатлений на всю жизнь. Такое путешествие за казенный счет. В сухом доке уставили обтекатель “Аргунь", винты, протекторы защиты корпуса. И в ноябре начались наладочные, а потом и ходовые испытания корабля. Буквально перед встречей Нового 1981 года на корабле начались государственные испытания. 28 декабря 1980 года был подписан акт государственной комиссией о приемке корабля и передаче его в состав Балаклавской бригады пограничных сторожевых кораблей. Официально закончился период строительства нашего корабля, и он становился полноправным пограничным сторожевиком, готовом нести непростую службу по охране государственной границы своего Отечества на море.
Правда, ещё, как минимум до середины января на корабле продолжались небольшие работы: перекрашивали надстройку ГКП и спардек - после полного залпа РБУ-6000 на гос. испытаниях обгорела вся краска на лобовой части ходовой рубки и даже оплавило леер в районе РБУ, переваривали кусок длиной метра два. И наводили порядок, устраняли недоработки и т.д. и т.п. Потом размагничивание, КИМС, мерная миля и курс на бригаду".
podjom.flagaА вот так проходил торжественный подъем флага на нашем корабле, со слов того же Бориса.
”17 февраля 1981 г. был произведён первый подъем флага кораблей и судов Пограничных войск СССР, правда, мероприятие это произошло, как-то неожиданно для нас всех. С утра прибыло бригадное начальство с нашим флагом без всякого, по крайней мере, для экипажа, предупреждения.
   Я, после вахты у трапа с 23.00 до 3.00, отдыхал, так, что, выйдя на палубу после 9.00, был крайне удивлен флагом на флагштоке. Не были готовы, судя по всему, и владельцы фотоаппаратов (хотя бы из вахты). Подозреваю, что это единственные фото того момента. Кто их делал - не помню. Но, слава Богу, они есть".
Вот как в разных источниках описывается начало боевой службы нашим ПСКР "Измаил".
“Первую курсовую задачу К-1 “Охрана государственной границы одиночным кораблём" экипаж сдал почти сразу после прихода в бригаду. Курсовую задачу К-2 “Ведение боевых действий одиночным кораблем" через 2-3 месяца после сдачи первой задачи. Во время сдачи первой курсовой задачи К-1 корабль подвергся проверке комиссии Главного управления Пограничных войск СССР. По итогам этого инспектирования, в начале мая 1981 года корабль был отмечен в приказе Главного управления ПВ КГБ СССР, как успешно введенный в строй в результате большая часть экипажа была поощрена.
 
semenov
Кап. 2 ранга Семенов
 
Командир корабля Семенов В.А. был очень требователен к себе и экипажу корабля, с полной ответственностью готовил корабль к охране государственной границы и, как результат, корабль был признан лучшим по МЧПВ и уверенно занимал лидирующие позиции на протяжении 2 лет.
   ПСКР "Измаил" действительно был одним из лучших и самым ходовым в 5-й отдельной бригаде сторожевых кораблей Краснознаменного Западного пограничного округа. После вступления в состав бригады за период с 1981-го по 1989 гг. корабль находился в строю более 2000 дней, что составляет пять с половиной лет, из них на боевых службах 1053 дня (около трех лет). В ходе пограничных рейдов было осмотрено 5459 судна и 5936 человек, 296 судов задержано, из них 14 - иностранные шхуны.
ПСКР "Измаил" дважды - 10 марта 1986-го, и 12 февраля 1988 года - в состав кораблей КПУГ (корабельной ударной группы) совместно с кораблями Черноморского флота принимал участие в вытеснении из территориальных вод СССР отряд кораблей ВМС США: крейсера УРО "Yorktown" и эсминца "Caron". В апреле 1986 г. по наведению радиотехнических частей КГБ КПУГ в составе ПСКР "Измаил", ПСКР-629 и ПСКР-105 выдвинулись в район мыса Тарханкут для поиска работавшего радиопередатчика иноземного производства. В 20-ти милях от Тарханкута КПУГ установила контакт с неопознанной подводной лодкой, и произвела противодиверсионное гранатометание. После этого совместно с противолодочной авиацией КЧФ ПСКР на протяжении 22-х часов сопровождали неопознанную иностранную лодку. Корабли же ОВРа (охраны водного района) вышедшие из Донузлава не смогли подтвердить контакт с лодкой, как позднее выяснилось, нарушителем границы была турецкая подводная лодка "Ильдыр", которая на протяжении 25-ти дней находилась на боевой службе в территориальных водах СССР. 
     В 1989 г. около мыса Опук гидроакустики "Измаила" обнаружили шумы неопознанной подводной лодки. МПК "Комсомолец Армении (проект 1124М), пришедший на помощь, подтвердил контакт с иностранной ПЛ. Через два часа МПК "Киевский Комсомолец" и "Комсомолец Грузии" (оба пр. 1124М) вновь обнаружили в этом районе неопознанную подводную лодку и сопровождали ее до порта Эрегли. osm.gruppa   Не менее напряженной была служба ПСКР "Измаил" и после выхода из среднего ремонта осенью 1990 года. Корабль все так же продолжал нести службу, проводя больше времени в море, чем в базе. С распадом СССР, когда вся Балаклавская бригада перешла Украине, "Измаил", как и другие корабли бригады, вышел из состава Морских частей СССР и перешел в состав Морских сил Пограничных войск Украины. После чего ещё продолжительное время нес активную службу по охране государственной границы. В феврале 1992 году кораблём была задержана турецкая шхуна "Чинакчи-Огулари" первая "ласточка" браконьерского набега на экономическую зону с целью лова запрещённой к отлову камбалы-калкана. Позже корабль в роли флагмана объединённого отряда кораблей Балаклавской и Одесской бригад принимал активное участие по задержанию 22 турецких шхун в районе о. Змеиный. В результате этой операции пограничные корабли принесли в бюджет страны боле 580 тысяч инвалютных рублей.
   С началом экономического и топливного кризиса в стране, нагрузка в несение пограничной службы кораблём была сильно снижена, а в конце 1995 года было принято решение о передачи кораблей проекта 1124П в состав Военно-морских сил Украины. 19 января 1996 года ПСКР "Измаил" вместе со своим старшим братом ПСКР "Днепр" был передан в состав Военно-морских сил Украины. Но некоторое время на этих кораблях находились как пограничный, так и флотский экипажи. 
 chernigiv
   После передачи "Измаила" и "Днепра" украинскому флоту они были переклассифицированы в корветы и получили новые имена: "Чернiгiв" и "Вiнниця" в честь двух украинских городов, которые оказывали этим кораблям шефскую помощь. Из принятых в состав ВМСУ четырех советских "альбатросов" "Измаил"- "Чернiгiв" был лучшим, практически все учения с 1997 по 1999 гг. вынес на своем борту. Заходил в порты Болгарии и Румынии, был в Одессе. 

   Так получилось, что из-за отсутствия финансирования и невозможности докования и ремонта корвет "Чернiгiв" пришлось списать, что произошло в 2005 году. Правда, незадолго до своего списания он вновь обрел свое прежнее имя, с которым и ушел на покой. Экипаж корабля до последнего момента надеялся ввести свой корабль из "клинической смерти" и ввести в боевой состав действующих сил ВМС Украины. Даже на "предсмертных" фотографиях видно, что благодаря стараниям личного состава и старшего боцмана, корабль выглядел чистым и ухоженным.

 
ekipaj.cernigiv

В настоящее время "Измаил" находится в поселке Новоозерное на озере Донузлав в ожидании разделки на металлолом. С него снято все вооружение и оборудование. Но он по-прежнему сохраняет свой гордый вид.
 

За всю историю ПСКР "Измаил" им командовали всего два человека:
1. капитан 2 ранга СЕМЕНОВ Василий Алексеевич (с момента приемки корабля по 1987 гг.)
2. капитан 2 ранга ДИВИЗИНЮК Михаил Михайлович (с 1987 г. по 1995 г.).
Командиры корвета "Чернигов" - "Измаил" с 29.12.95 года:
1. капитан 3 ранга ГРЕБЕНЮК Олег Петрович;
2. капитан 3 ранга МИКОЛАЕЦ Валерий Васильевич;
3. капитан 2 ранга ГРЕБЕНЮК Олег Петрович.
В мае 2008 года несколько человек, служившие на ПСКР "Измаил" в разное время, посетили его, отдав дань уважения своему кораблю, который в свое время стал для них вторым домом. Они прошлись по его безмолвным  кубрикам, зашли на свои боевые посты, поднялись на ходовую рубку, сигнальный мостик. Они могут гордо сказать, что были последними из экипажа корабля, кто прошёл по его по палубе.
 

Помощь в подготовке это статьи оказали:
Калинаичев Борис, член первого экипажа ПСКР «Измаил»,
Бывальцев Павел Федорович, главный боцман ПСКР «Измаил» с 1985 по 1996 гг.,
Довженко Виктор, старшина гидроакустической команды корвета «Чернигов»,
Празукин Антон, автор статьи об украинских альбатросах.

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика