Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Зарождение и становление Пограничной Стражи на Севере

Зарождение и становление Пограничной Стражи на Севере

PDFПечатьE-mail
Первое упоминание о государственной пограничной страже на Руси относится к 1512 году, когда после очередного нападения крымского хана великий князь Василий III "утвердил землю свою заставами". Именно с этого времени охрана границ Русского государства стала называться пограничной службой.
Центральная сторожевая служба стала создаваться только в 20-х годах XVI столетия после трагических событий 1521 года, когда крымский хан Мухаммед-Гирей предпринял большое нашествие на Русь. Сторожевая служба тогда не смогла установить, где именно стотысячное войско хана будет форсировать Оку, и русские полки не успели к месту переправы. Были разорены Коломенские, Каширские и Владимирские места. Тогда-то, чтобы предотвратить неожидан¬ные нападения на всем протяжении границы, были организованы "сторожи" (постоянные заставы) и "станицы" (подвижные конные разъезды). Они прикрывали два наиболее опасных направления — рязанское и северское.
На подступах к Москве начинают укрепляться города. Пос¬тоянная угроза ордынских набегов вынуждала особенно укреплять юго-восточную границу. Возникает постепенно линия сплошных оборонительных укреплений — "засечная черта".
16 февраля 1571 года царем Иваном Грозным был принят первый на Руси воинский устав — "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе".
В этом документе были сформулированы задачи пограничной службы, принципы размещения ее подразделений, порядок органи¬зации наблюдения и действий при обнаружении врага, дисцип¬линарная ответственность сторожей и станичников.
К концу XVI века в Московском государстве граница охранялась специально учрежденной пограничной стражей. Задача ее состояла в непрерывном слежении за противником на окраинах Русского государства и современном оповещении пограничных воевод и государя о его поведении.
Пограничная служба осуществляла охрану границы в виде служ¬бы сторожевой и станичной. Ее суть заключалась в выставлении стационарных сменяемых сторож (прообраз сегодняшних пограничных застав) по заранее намечаемым рубежам и высылке в глубь степи, в конкретные районы или по ранее определенным направлениям, сменяемых (прообраз разведывательно-поисковых групп).
Службу в пограничной страже несли севрюки (местные жители), казаки и дети боярские, которые служили "с поместий" и с царского "денежного жалования".
В первую очередь такая служба была организована на восточной и южной окраинах Российского го¬сударства, где главную угрозу составляли степняки.
На западных рубежах охрана границ носила иной характер. Здесь она осуществлялась большими городами, представлявшими собой каменные крепости с многочисленными гарнизонами и сильной артиллерией. К числу таких крепостей относятся Псков, Ивангород, Борисов, Новгород-Северский и др. Каждый из них выставлял от себя сторожевые дозоры, конные и пешие, которые несли наблюдательную или разведывательную службы.
В XVII политика правительства России на государственных границах сводилась к тому, чтобы, опираясь на систему крепостей и оборонительных сооружений, кордонных и укрепленных линий, в военное время отразить нападение противника, а в годы мира при помощи широкой сети форпостов, "крепких караулов" и таможенных застав не допустить провоза контрабандных товаров и бесконтрольного перехода границы, посредством карантинного контроля предотвратить угрозу занесения в страну опасных болезней.
Общее руководство охраной границы в этот период было возложено: на суше — на Военную коллегию, на море — на Адмиралтейскую коллегию, а с середины 50-х годов XVIII века — на Коммерц-коллегию (Департамент внешней торговли). Военное ведомство отвечало за форпостную систему и морской дозор, гражданское — за выполнение своих обязанностей таможенными чиновниками и стражниками.
С 1725 года в реализации пограничной политики правительства на сухопутных участках границы основное место отводилось Военному ведомству. Военная коллегия организовывала там службу драгунских, пикинерных, гусарских, ландмилиционных полков и казачьих формирований.

Охрана Северных рубежей Отечества

 

Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 5 октября 1996 года утверждены "Основы пограничной политики Российской Федерации". В этом документе сказано: "Основы пограничной политики Российской Федерации являются составной частью концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации пограничной политики Российской Федерации".
Две трети государственных границ России омываются морями и океанами (38,8 тыс. км из 60,9 тыс. км), из них более 12 тыс. км приходится на Северный Ледовитый' океан. Площадь исключительной экономической зоны Российской Федерации составляет 8,6 млн. кв. км.
Славяне еще с незапамятных времен стали обживать Север. В XI веке новгородские вольные люди выходили на побережье Белого моря, на Печору, за Большой Камень (Урал), в Югорскую землю, к устьям великих сибирских рек — Оби и Енисея.
В XV веке поморы уже хорошо знали путь из Белого моря в страны Западной Европы вокруг Скандинавии. Этим путем в 1496 году царь Иван III отправил в Датское королевство русского посла Григория Истому. В 1500—1501 гг. этим же маршрутом прибыли в Данию русские послы Третьяк Долматов и Юрий Мануйлов Грек.
В XVI веке было освоено побережье Северного Ледовитого океа¬на между реками Обь и Лена и включено в состав Московского госу¬дарства. Суда поморов регулярно совершали плавания в Мангазею, на острова Новой Земли, а затем и на Грумант (Шпицберген).
С XIV по XVIII вв. северные моря служили единственным путем, по которому пролегала столбовая дорога торговли Русского госу¬дарства со странами Западной Европы. К Архангельскому городу, расположенному в устье реки Северной Двины, сходились торговые пути всего северо-востока от Урала и Волги. В конце XVII века почти 12% всего дохода Московского государства собиралось в Архангельской таможне.
Значение арктических морей для молодого Российского государства понимали не только его создатели, но и многочисленные враги, и завистливые соседи. Захватить русские земли на Севере и вытеснить наших предков с берегов Белого и Баренцева морей стремились еще в XII—XIII веках чужеземцы. В последующем это неоднократно пытались сделать англичане, шведы и датчане. В 1570 г. 3-тысячный шведский отряд совершил набег на Кемский посад. В 1571 г. шведские корабли напали на Соловецкий монастырь. В 1590 г. вновь шведские военные корабли атаковали Колу. Таких примеров можно привести множество.
Постоянная угроза захвата северных окраинных земель России воинственными западными соседями заставила государство заняться укреплением побережья арктических морей. Первые каменные укрепления возводятся в Соловецком монастыре.
Царь Иван IV оценил стратегическое значение Соловков. "В 1578 году Москва направила на острова воеводу Михаила Озерова, а с ним четырех пушкарей, десять стрельцов и огнестрельное оружие — 100 ручниц (ружей), 5 затинных пищалей, да с Вологды прибыло четыре пушкаря, 4 пищали, а к ним 400 ядер и зелья 115 пудов".
В этом же году вокруг монастыря был построен деревянный острог с башнями. С этого времени монастырь приобретает значение пограничной крепости.
В декабре 1580 года была одержана первая победа. Воевода Киприян Оничков в наспех выстроенном Ринозерском остроге (Кемская волость) с малой дружиной стрельцов, пушкарей, охочих казаков и "тутошних людей" выдержал 3-суточную осаду "свейских людей". Враг был разбит, захвачены пленные и трофеи.
Постоянная угроза Поморью со стороны западных соседей вынудила правительство предпринять более активные шаги к укреплению северной границы за счет добавления сил Соловецкому монастырю, в том числе строительстве каменных укреплений.
В 80-х годах XVI века завершено строительство деревянного Сумского острога, а также крепостей в Коле и в устье реки Северной Двины — Архангельский город. Активное строительство крепостей (острогов) на Севере началось лишь в 70-е годы XVI века во время Ливонской войны и они значительно моложе и менее прославлены, чем такие города-крепости как Псков, Великий Новгород, Иван-город, Смоленск, Борисов, Новгород-Северский, Тула и Рязань. Однако наши северные остроги ровесники таких известных погра¬ничных городов, как Ливны и Воронеж (1586 г.). Елец и Белгород (1598 г.). Они сыграли достойную роль в защите северных рубежей молодого Российского государства от алчных поползновений соседей. В первой половине XVI века благодаря развитию промыслов и международной торговли на Мурмане Кола из маленького рыбацкого поселения превращается в город. Это был самый северный заполярный город России. С 1582 года он становится административным центром обширного края и начинает играть видную роль в жизни Севера.
В связи с усилившейся внешней опасностью в Коле сооружается военное укрепление ("острог") — главный опорный пункт Русского государства на его крайних северо-западных рубежах.
Выдержка из писцовой книги 1574 года: "В Кольской же острог приходят на удьбу двиняне и кореляне и поморских волостей люди да ловят на Мурманском море рыбу треску и палтус и ахкулы, и меняют ту рыбу с немцы на товар, и с тех казаков преж сего имали Кольского острогу таможенные целовальники явки... по две деньги с человека..."
В конце XVI — начале XVII века Кольский край неоднократно подвергался нападениям Швеции и Дании.
Производительным силам Крайнего Севера был нанесен огром¬ный урон. В годину тяжелых испытаний жители Кольского края про¬явили мужество и твердую решимость отстоять родную землю от посягательств иностранных захватчиков. Своей героической борьбой русские люди сорвали все попытки врага утвердиться на территории края. Основную роль в обороне Заполярья играл Кольский острог, его гарнизон и гражданское население.
В 1700—1706 годах Кольский острог был почти полностью перестроен. Кольские градостроители значительно усилили его обороноспособность — возвели более мощные стены, углубили рвы, по-новому соорудили три башни. На мысе, в полукилометре от острога, была устроена артиллерийская батарея на 15 орудий.

В обновленном виде Кольский острог выглядел так: городские стены имели толщину 4,3 метра. Внешняя их сторона состояла из двух рядов бревен, между которыми был насыпан щебень. Высота стен равнялась 7—8 метрам. Угловые башни высотою от 15 до 18 метров имели пять этажей. Три нижних этажа использовались для установки артиллерийских орудий, а верхние — для наблюдения и хранения боеприпасов. Вокруг острога тянулся сухой ров глубиной более 2 метров и шириною около 4 метров. Для связи осажденных с внешним миром был сделан "потаенный выход из крепости за город".

 

Руками и умом местных градостроителей Кольский острог был превращен в трудноодолимую для врагов крепость.
На протяжении всего XVIII века никто из них ни разу не решился напасть на Колу. Иностранцы шли к нам не только с мечом. Голландские, шведские и английские купцы и промышленники в интересах своих компаний, а зачастую и правительств правдами и неправдами пытались проникнуть на Печору, в Сибирь, к устьям Оби и Енисея, и далее — на восток, с задачей — собрать как можно больше сведений о северных морских путях и найти дорогу через арктические моря в Китай и Индию. Они снабжали особые экспедиции (Антон Марш, 1582 г.), подкупались проводники и промышленники, опрашивались российские купцы и кормщики.
Эти неослабные поиски иноземцев беспокоили Московское правительство. Оно старалось не допустить "немцев" отыскать морской путь в Сибирь и в 1619 г. было вынуждено запретить поездки морем в Мангазею даже русским промышленникам из опасения, что они ненароком откроют путь иноземцам в Сибирь.
Из грамоты приказа Казанского Дворца тобольским воеводам к Ю. А. Сулешову и Ф. К. Плещееву о строгом надзоре за "морским ходом" из Архангельска в Мангазею (от 24 августа 1623 г.) нам известно, что царь и великий князь всея Руси Михаил Федорович в 1619 г. дал указание закрыть морской путь в Сибирь "
велено учинить заказ крепкой, чтобы изо всех поморских городов торговые и промышленные всякие люди в Сибирь, в Мангазею со всякими товары ездили на сибирские городы, на Березов через Камень, и на Тоболеск, а из Мангазеи на те же сибирские городы, а старою доро¬гою в Мангазею от Пуста озера и от Архангильсково города Большим морем на Карскую губу да на Мутную реку и в Таз, и в Мангазею ходити и немецким людям дороги в Мангазею указывать, и торговать с немецкими людьми, опрочь указанных мест, не велено.
А буде которые русские люди пойдут в Мангазею Большим морем и учнут с немцы торговать мимо нашего указу, а тем их непослушанием и воровством, и изменою немцы или иные какие иноземцы в Сибирь дорогу отыщут, и тем людям за то и за измену быти кажне-ным злыми смертьми, и дома их велим мы разорить до основанья..."

Этим же указанием государь требует ежегодно в летний период выставлять заставы (острожки) для прикрытия морского пути в Мангазею и выявления устремлений иноземцев.
Кроме служивых людей активное участие в охране побережья принимали и местные жители. Обнаружив приближение вражеских судов, они предупреждали об опасности гарнизоны острогов и вместе с ними вступали в борьбу с захватчиками. Яркий пример патриотизма поморов — подвиг архангельского кормщика Ивана Ермолаевича Седунова, по прозвищу Ряб, и переводчика, архангелогородца Дмитрия Борисовича Попова, которые посадили на мель 25 июля 1701 года, под пушки Новодвинской крепости, шведские военные корабли.
Достаточно надежно закрыть северные рубежи от нападения противника в XVIII—XIX веках не удалось. На это был целый ряд объективных причин, главным образом экономического характера и отсутствие флота, способного плавать в суровых условиях Заполярья. Тем не менее, центральные и местные власти стремились принимать все меры для защиты северного края от нападения неприятеля и охраны его природных богатств. В течение нескольких веков, вплоть до сегодняшнего дня, нашим предкам удалось сохранить под российским флагом и побережье; и зону Арктических морей. Это стоило огромных жертв, особенно в период двух мировых войн.
Беспримерное мужество и героизм проявили во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. пограничники на северных рубежах Советского государства, где противник так и не смог перейти границу. Бессмертным подвигом прославились корабли морской пограничной охраны, переданные в состав Северного флота: СКР "Рубин", "Сапфир", "Бриллиант" и "Жемчуг".
В 1992—1993 гг., после распада СССР, на государственной границе возникла тревожная обстановка. Происходило растаскивание пограничных войск по национальным квартирам, разрушение единого пограничного пространства, возникла необходимость разграничения между государствами, вспыхивали национальные конфликты, активизировался наркобизнес, разграб¬ление национальных богатств России, незаконная миграция и т. д.
Образование 12 июня 1992 г. Пограничных войск Российской Федерации заложило основу обеспечения безопасности России на государственной границе. 1 апреля 1993 года принят Закон "О Государственной границе Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 года положил начало развитию и строительству Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
В этот же период возникла острая необходимость более плотно и надежно защитить российские интересы в Арктике. Для этого 24 августа 1994 г. Указом Президента РФ была создана Арктическая группа Пограничных войск Российской Федерации, командовать которой поручено генерал-лейтенанту Плешко Константину Константиновичу.
Войска Арктической группы охраняют участок государственной границы протяженностью более 13 тыс. км, куда входят территории Мурманской и Архангельской областей, арктическое побережье Северного Ледовитого океана (до Черского), включая Новозе-мельский архипелаг и Землю Франца-Иосифа.
В состав Арктической пограничной группы вошли ряд старейших пограничных соединений, в том числе Мурманский и Архангельский пограничные отряды, первая бригада пограничных сторожевых кораблей. Три пограничные заставы удостоены права носить имена героев-пограничников Михаила Бабикова, Александра Спекова и Ивана Быкова, совершивших героические подвиги в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
Важность нахождения пограничных войск в Арктике обусловлена политическими интересами России в этом регионе. Северный Ледовитый океан — один из наиболее сложных и обширных морских театров нашей Родины. Он простирается на тысячи километров, имеет выход в Атлантический океан и через Берингов пролив соединяется с Тихим океаном. Именно в Арктической зоне соприкасаются интересы многих северных государств.
Трасса Северного морского пути имеет стратегическое значение не только для России, но и для стран Европы и Азии. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока при следовании по трассе Северного морского пути составляет 14280 км, что на 9 тыс. км короче, если использовать южный маршрут через Суэцкий канал.
Побережье и шельф арктических морей богаты нефтью и газом. По оценке специалистов их запасы по своим объемам беспрецедентны. Пограничники Арктики, унаследовав славные боевые традиции старших поколений, достойно выполняют задачи по защите и охране политической, национальной и экономической безопасности Родины на северных рубежах.

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика