Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

На защите экономических интересов России на море (1801 -1893 гг.)

На защите экономических интересов России на море (1801 -1893 гг.)

PDFПечатьE-mail

Начало XIX в. ознаменовалось резким усилением международной напряженности, вызванным политикой ведущих европейских держав.
С 1800 г. Англия начала препятствовать морской торговле других государств. Это вызвало образование союза четырех северных стран: России, Швеции, Пруссии и Дании, заинтересованных в восстановлении екатерининского вооруженного нейтралитета. Англия приняла это за объявление войны и наложила эмбарго на все находившиеся в английских портах суда союзников, в том числе и русские. Казалось, войны не миновать. Но смерть императора Павла I 11 марта 1801 г. многое изменила. Вступивший на престол Александр I был сторонником мирной политики.

 

Иначе обстояло дело на юге. Присоединение Грузии к России в 1801 г. потребовало защиты морских и сухопутных путей в Закавказье, где Россия должна была упрочить свое военное присутствие. Это вело к подчинению России мелких ханств, лежавших между Грузией и Персией, что было осуществлено князем Цициановым.


В октябре 1812 г. при Абландусе на реке Араке генерал Котляревский разбил наголову персидскую армию под предводительством Абак-мирзы и 1 января 1813 г. овладел крепостью Ленкорань. По мирному договору, заключенному 12 октября 1813 г., в Гюлистане все земли, занятые русскими войсками, признавались владениями России. Вдоль российского участка побережья Каспийского моря разрешалось плавание купеческим судам.


Из военных же кораблей исключительное право на плавание имела только Россия. На юге продолжалась турецкая кампания. Овладев крепостями Хотин и Бендеры, русские войска заняли Дунайское княжество. Отряд Черноморского флота во главе с капитан-лейтенантом Перхуровым в 1807 г. взял крепость Анапу. При ней были оставлены гарнизон и одно бомбардирское судно, которое начало крейсировать у восточного берега Черного моря, блокируя Суджук-Кале.


25 июня 1807 г. Россия заключила союз с Францией против Англии и была вынуждена присоединиться к ее "континентальной блокаде". Суть блокады сводилась к тому, чтобы экономически изолировать Англию, отказавшись от торговых отношений с ней, и не принимать в свои гавани и порты английские корабли и товары.

Одновременно велись военные действия с турками. В 1809 г., ожидая нападения турецко-английского флота, русское командование для защиты побережья направило к Одессе 5 канонерских лодок, а к Очакову - 10 лодок и 3 плавучие батареи. Эти силы флота крейсировали близ устья Дуная. В августе 1810 г. турецкая армия была наголову разбита М.И. Кутузовым.

16 мая 1812 г. был заключен трактат "О мире между Россией и оттоманскою Портой". В нем указывалось: "...река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до моря будет составлять границу обеих империй, для коих в устье сие будет общее".


По Бухарестскому миру России передавалась Бессарабия с крепостями Измаил и Аккерман. Новая государственная граница, проходившая по р. Прут, открывала для русских судов плавание по Днепру и Дунаю. После очередной войны с Турцией по Андрианопольскому миру Россия получила часть восточного побережья Черного моря от устья Кубани до пристани Св. Николая, включая Анапу, Поти, а также Ахалцих и Ахалкалаки.


Самой трудной для российского флота по своим последствиям явилась Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. Англо-французский флот блокировал Кронштадт, высадил десант в Финляндии. Были совершены нападения на Кольский полуостров, Соловецкий монастырь и Архангельск. Пользуясь преимуществом на Черном море, объединенная эскадра бомбардировала Одессу и высадила десант на Кавказе. На Дальнем Востоке подверглись ударам врага Петропавловск-Камчатский и устье Амура. Россия оказалась неподготовленной к войне и потерпела поражение.


В марте 1856 г. был подписан Парижский мир. В обмен на турецкую крепость Каре союзники оставили Севастополь, русским дипломатам удалось добиться того, что плавание по Дунаю осталось свободным для всех. Но России запрещалось иметь военный флот на Черном море. Южные рубежи страны надолго остались незащищенными. Была потеряна и Южная Бессарабия. Достаточно удачно для России складывалась ее пограничная политика на американском континенте. Прибывшие на остров А. Баранов с отрядом из 4 кораблей при содействии Ю. Лисянского - капитана корабля "Нева", овладели Ситхой и укрепили ее. На ближайшей горе русские построили крепость Ново-Архангельское. Затем туда по инициативе Ю. Лисянского был переведен и центр правления факториями русско-американской кампании.

Больше года находились корабли у берегов Камчатки и Северной Америки, одновременно охраняя располагавшиеся там русские поселения. Но затем, учитывая трудные климатические условия, А. Баранов решил подобрать новое место для поселения. Оно было найдено на берегу Калифорнии, где 30 августа 1812г. возник Форт Росс. Ввиду того, что обострились споры России с английской и североамериканской администрациями о границе русских владений в Америке, с правительствами обоих государств были заключены конвенции. Они определяли прохождение континентальной российской границы от южной оконечности острова принца Валлийского до Ледовитого океана.


Помимо этой территории в ведении кампании находились острова в Беринговом море, а также Алеутские и Курильские острова до о. Уруп. Важное значение для поддержания правового положения между Россией и Североамериканскими Соединенными Штатами имело подписание конвенции "О непоколебимом сохранении состоящей между ними дружественной связи". 19 июня 1881 г. было высочайше утверждено Положение кабинета министров "О колонизации острова Новой Земли". С разрешения властей "в виде опыта" русские могли селиться на этих островах.


Завоевание и освоение новых территорий значительно увеличило протяженность прибрежного пространства морей и океанов на границе России. Это требовало постоянной корректировки военно-морской политики, совершенствования корабельного состава.

Уже в начале XIX в. в мире появились паровые боевые корабли. В российском флоте первый вооруженный пароход "Ижора" был построен лишь в 1826 г. После Крымской войны все страны начали строить паровые бронированные корабли с толщиной брони до 610 мм. Первый русский броненосец "Орел" был построен в 1861 г. В рассматриваемый период совершенствовались также и органы флотского управления. В 1802 г. было создано Министерство военно-морских сил.


Первым морским министром стал адмирал Мордвинов. Одновременно при 20 министерстве был учрежден комитет образования флота, председателем которого являлся граф А. Воронцов. Однако личная позиция графа, заключавшаяся в отрицании необходимости сильного флота, мало способствовала делу. Среди флотов в лучшую сторону выделялся Черноморский. Этому способствовал приход в 1816 г. на пост командующего энергичного, опытного моряка вице-адмирала Алексея Самуиловича Грейга. При нем была повышена требовательность к профессиональной подготовке офицеров и матросов, значительно усовершенствована система сигнализации, введен буквенный телеграф.


Сокращение части Балтийского и упразднение Черноморского флота в 1856 г. привело к образованию излишка офицерского состава численностью около 800 человек. Для того чтобы сохранить высококвалифицированные кадры, на флоте стали поощрять переход офицеров в таможенную пограничную стражу, что существенно ее усилило.


Возрождение российского флота началось после отмены статей Парижского мирного договора. К началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Черноморский флот впервые осуществил оборону побережья и баз путем использования минно-артиллерийских позиций. Успешно участвовала в боях и Дунайская военная флотилия.


К 1860 г. законодательство России в отношении берегового надзора в пограничной черте (полосе) ограничивалось следующими определениями: Пограничною чертой считается по сухопутной границе (европейской) и по берегам Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей семиверстное пространство во внутрь края. Товары могут быть провозимы через учреждения на сухопутной границе и при портах таможни с некоторыми изъятиями для мелких судов.


Пограничная стража учреждена для отвращения тайного провоза товаров и обязана делать разъезды по таможенной черте. В этом законодательстве ничего не было сказано о том, какого рода надзору подвергались суда, плавающие около российских берегов, в каких случаях могло производиться задержание контрабанды в море, как определялась морская пограничная полоса и ряд других вопросов, связанных с водными пространствами, омывающими земли Российского государства.


В других же государствах, как Англия, Франция, Пруссия, Бельгия и т.п., пограничные черты и полосы были точно определены на суше и на море, таможенным ведомствам было предоставлено право осматривать все суда, заходившие в морскую пограничную полосу. Для сбора и изучения сведений по данному вопросу был командирован в Англию и Францию начальник Рижского таможенного округа контр-адмирал Шттофреген.


После детального изучения вопроса о морской пограничной полосе правительством России 1 июля 1868 г. было постановлено:


1. Пространство воды в три морских мили от русского берега, как на материке, так и на острове, признается морскою таможенною полосою, в пределах которой все, как русские, так и иностранные суда, подлежат надзору русских таможенных властей.


2. Всякое судно русское или иностранное, которое войдет в морскую таможенную полосу, может быть подвергнуто осмотру таможенной стражей, причем шкипер судна обязан, по требованию, предъявить все имеющиеся у него как судовые, так и грузовые документы.


3. Всякое судно, вошедшее в морскую таможенную полосу, при подходе к нему судна под русским таможенным флагом (крейсера) должно остановить ход. В случае неисполнения сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел, и если после этого все-таки вошедшее в морскую таможенную полосу судно не остановится, то крейсер, повторив холостые выстрелы, стреляет сперва по рангоуту (чтобы сбить паруса и мачты), а затем и по корпусу судна. Примечание: пункты 2 и 3 не распространяются на военные корабли русского и иностранного флотов.


4. Преследование судна, не подчинившегося требованию крейсера в морской таможенной полосе, может быть продолжено и за пределами этого пространства в водах нейтральных.


5. В случае сопротивления судов при осмотре и задержании их, крейсер может, смотря по обстоятельствам, действовать и вооруженной силой, но с крайней осторожностью и только при действительной к тому необходимости.


6. Таможенная стража может употреблять оружие и в том случае, когда будет происходить выгрузка контрабанды на берег и таможенное судно, по мелководью, не имеет возможности подойти на близкое расстояние, контрабандисты же не сдадутся по холостому выстрелу.


7. Если при осмотре таможенным надзором судна, вошедшего в морскую таможенную полосу, окажется, что на нем не имеется требуемых по русским законам судовых и грузовых документов, или откроются товары, запрещенные к привозу, и во время войны военная контрабанда, то такое судно подвергается крейсером задержанию и отводится в ближайшую таможню.


8. Задерживается всякое судно с грузом, выгружающееся вне таможенного порта и без разрешения таможенного ведомства. О задержании и осмотре судна составляется акт, где указываются:


- время и место задержания, повод, обстоятельства задержания (на ходу, на якоре), было ли оказано сопротивление, в чем именно оно состояло, какие были приняты меры со стороны таможенного судна; принадлежность судна, название, фамилии судового состава;
- род и количество обнаруженного груза;
- опись документов;
- акт подписывается задерживаемым шкипером;
- отказ шкипера от подписи оговаривается в акте;
- акт пишется только на русском языке.


Этим постановлением впервые законодательно в России было учреждено особое морское крейсерство для надзора за морскою таможенной полосою в целях недопущения провоза контрабандных грузов. Был улучшен состав таможенной охраны. С 1822 г. было решено набирать стражников исключительно из полковых военных чинов, преимущественно кавалеристов.

В целях усиления борьбы с контрабандой на море было уменьшено число впускных таможен. Они сохранялись в портах Архангельск, Санкт-Петербург, Ревель, Рига, Либава, Одесса, Феодосия и Таганрог. В июне 1811 г. было создано Таможенное управление по европейской торговле. В "Таможенном уставе", утвержденном Александром I 14 декабря 1819 г., было указано, что для борьбы с контрабандой учреждается "таможенный присмотр" по всей сухопутной и морской границе.


"Каждая команда состоит из 10 до 15 человек объездчиков, сообразно местоположению границы и берегов, требуя большее или меньшее число людей". Решение поставленной задачи по таможенному присмотру требовало оснащения необходимыми плавсредствами. На первых порах в этих целях использовались простые гребные и парусные шлюпки (лодки). Но этого было явно недостаточно.


Поэтому в 1810 г. Санкт-Петербургская таможня вошла в Государственную коммерц-коллегию с ходатайством о постройке трех шестивесельных и трех четырехвесельных катеров (шлюпок) " с принадлежностью для выполнения функций по таможенному присмотру". Департамент внешней торговли, хотя и с большой неохотой, но все же приобретал суда. Так, в 1826 г. в Ревеле было куплено палубное судно "Або". Оно осуществляло таможенный присмотр крейсированием между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, вокруг Кронштадта и островов Финского залива и вдоль берегов Санкт-Петербургской губернии до Нарвы.

В 1865 г. Департамент таможенных сборов купил в Норвегии три лодки для крейсирования вдоль берегов и преследования "корчемства", то есть тайного провоза спиртных напитков. Во время военных действий таможенная стража решала и другие задачи. Например, в 1812 г. для защиты Рижского порта там находился отряд гребного флота под командованием контр-адмирала А. Моллера. Из состава этого отряда высылались суда для наблюдения за движением неприятеля. Кроме того, мелкие суда переправляли небольшие войсковые отряды через реки.


Особой страницей морской пограничной службы России была охрана черноморских берегов в годы Кавказской войны. Действия Турции и ее союзников, прежде всего англичан, направленные на поддержку горских народов, грабивших Грузию и воевавших с Россией, необходимо было пресечь. Касалось это прежде всего контрабандного завоза к абхазским берегам оружия и боеприпасов, откуда они расходились по всему Кавказу. В условиях малочисленности и неэффективности работы береговых постов таможенного и карантинного контроля решено было ввести с 1830 г. крейсирования судов вдоль северо-восточных берегов Черного моря.


Для выполнения пограничных задач были выделены имевшие опыт крейсирования вдоль черноморских берегов катер "Ласточка" под командованием лейтенанта Полянского и бриг "Меркурий" под командованием капитан-лейтенанта Панютина. На эти суда возлагалась также охрана купеческих судов, которые горцы часто грабили еще на подходах к портам. Для крейсирования в районе Туапсе был выделен шлюп "Диана".


В специальной инструкции крейсерам предписывалось конфисковывать любые суда, приставшие к берегу "мимо карантинов и таможен, а также уличенные в контрабанде и оказавшие сопротивление". Крейсера вошли в оперативное подчинение таможенного ведомства.


Первые итоги крейсирования показали правильность принятого решения. Только за начало навигации 1831 г. катером "Ласточка" было задержано несколько судов с порохом. При этом команде под руководством лейтенанта Полянского пришлось неоднократно вступать в бой с черкесами. Понимая значимость решаемой задачи, командование подключило к крейсированию катер "Жаворонок" под командой лейтенанта Кострицына и шхуну "Вестник", которую вел лейтенант Вульф. Учитывая накопленный в 1830-1831 гг. опыт, главный командир Черноморского флота и портов генерал-адъютант М.П. Лазарев разделил все побережье Черного моря от Анапы до Редут-Кале на районы и ввел в них круглогодичное крейсерство. Замена кораблей осуществлялась через каждые шесть месяцев. Опыт этой деятельности постоянно изучался и обобщался, после чего в крейсерскую службу вносились коррективы.


В 1836 г. в интересах упрочения торговых и таможенных дел в Закавказье была начата постройка 10 специальных судов, экипажи которых назначались из состава Азовского казачьего войска. Началась пограничная морская служба и на Каспийском море. С этой целью была построена таможенная вооруженная яхта "Марфа", которая совместно с флотилией осуществляла крейсирование.


В ходе крейсирования на Черном море большое внимание уделялось борьбе со шпионажем. Прежде всего это касалось английских кораблей. Так, 17 мая 1835 г. в 9 милях от Геленджика бригом "Кастер" была задержана английская шхуна "Лорд Чарльз Спенсер", проводившая разведку побережья. Особенно остро стоял вопрос борьбы с контрабандой на Балтике, где ее масштабы были значительными. Но решить задачи при недостатке судов было невозможно. В целях усиления надзора за берегами Курляндии Либавскому таможенному округу было передано несколько военных пароходов, которые имели право останавливать и досматривать встречаемые мелкие суда, капитаны которых обязывались предъявлять для проверки все судовые документы. Если было при этом какое-либо нарушение, то судно задерживалось и отводилось в ближайшую таможню.

При уклонении от досмотра коммерческого судна, различных плавсредств, кроме военных, военные корабли имели право применять оружие с тем, чтобы заставить их остановиться. Действия на море дополнялись действиями таможенной стражи на побережье, которая делала обходы и объезды днем и ночью, во всех пунктах и направлениях.


На реках пограничная стража наблюдала за тем, чтобы при погрузке и разгрузке судов не переправлялись на заграничный берег и не вывозились оттуда тайно заграничные товары. И все же принятых мер оказалось недостаточно, чтобы противостоять контрабандистам. 16 апреля 1848 г. Николай I утвердил доклад министра финансов "О усилении пограничной стражи в Ревельском и Либавском таможенных округах".


Наряду с положением о пограничной страже разрабатываются специальные инструкции, регламентирующие несение службы в портах. В 1863 г. генерал-губернатор Финляндии генерал от инфантерии барон Рокоссовский предложил создать морскую таможенную стражу. Она должна была не только сторожить южный берег Финского залива, но и совместно с финской стражей выходить в залив и задерживать подозрительные суда у берегов Эстляндии и Лифляндии. Министерство финансов высказалось за это предложение. Но для более детального изучения вопроса была создана особая комиссия.
Различные мнения, высказанные на заседаниях комиссии, обобщил начальник Либавского таможенного округа контр-адмирал Штофреген:"Таким образом, организованная береговая стража будет служить и морскому положению, без которого во всякие времена могут возобновляться разбои на море и беззакония на берегах...береговая стража должна перейти в Морское министерство, как это с 1857 г. сделано в Англии, где теперь береговая стража служит резервом для флота, имея все-таки между прочими обязанностями и таможенный надзор".


С 1 июля 1868 г. охрана побережья Балтийского моря и его заливов была возложена на бригады погранстражи: Санкт-петербургскую, Ревельскую, Аренсбургскую и Рижскую. На эти бригады, расположенные вдоль побережья, помимо общих обязанностей были возложены и дополнительные. Следовательно, деятельность пограничников на морских участках границы имела двойственный характер. С одной стороны, они, как и сухопутные бригады, охраняли 7-верстное (от берега внутрь края) пограничное пространство на материке, с другой - осуществляли таможенный надзор на водном пространстве в пределах морской таможенной полосы.


По согласованию Минфина и Морского министерства была издана инструкция. В ее основу было положено подчинение крейсеров по таможенному надзору начальникам таможенных округов и согласование действий командующего Балтийской флотилией с Департаментом таможенных сборов. По ряду обстоятельств организация соединения кораблей для морской пограничной службы задерживалась.

Лишь в мае 1872 г. в Балтийском море на военном судне "Варяг" был поднят таможенный флаг. 14 июля 1872 г. Александр II утвердил предложения Министерства финансов о создании на Балтике флотилии кораблей для таможенной службы и выделении для этой цели в 1873 г. 400 тыс. руб. Началась работа по созданию флотилии, которая получила наименование "Балтийская таможенная крейсерская флотилия".


В течение 1872-1873 гг. было построено 10 паровых винтовых судов, один паровой спасательный катер и 101 шлюпка. В штат флотилии входили контр-адмирал, 26 штаб- и обер-офицеров, 7 гардемаринов, 129 нижних чинов. Весь личный состав флотилии был укомплектован Морским министерством.


Первым командующим флотилией стал контр-адмирал Павел Яковлевич Шкот (1816-1880), занимавший до этого должность начальника штаба главного командира Кронштадтского порта. Статус и порядок деятельности флотилии определялись Положением о Балтийской таможенной крейсерской флотилии от 4 июля 1873 г. Оно вводилось в виде опыта на 5 лет. По истечении этого срока Положение с некоторыми изменениями и дополнениями было утверждено Александром II 1 апреля 1880 г. Суда флотилии составляли часть военного флота и числились по его спискам, но в силу специфичности возлагаемых на них обязанностей, в мирное время находились в исключительном распоряжении Министерства финансов (по Департаменту таможенных сборов).


Личный состав флотилии получал награду за задержанную контрабанду наравне с военнослужащими пограничной стражи. Всем военным кораблям вменялось в обязанность оказывать всякое возможное содействие таможенным крейсерам по преследованию и задержанию контрабандистов. То же касалось и полицейских властей. Флотилии предоставлялось право иметь на маяках своих наблюдателей за обстановкой на море. Эффективность деятельности флотилии оказалась исключительно высокой. Министр финансов России действительный тайный советник Н. Бунге в 1883 г. писал: "В настоящее время, после десятилетней практики таможенной крейсерской флотилии, Министерство финансов убедилось в совершенной пользе, как вообще способа охранения морского побережья Балтийского моря и его заливов посредством двойственного таможенного надзора со стороны материка и моря, так и самой флотилии, как учреждения, необходимость существования коего естественна из тех условий, в которые поставлен таможенный надзор на берегах моря вообще и в особенности на Балтийском побережье".


Служба морских пограничников России не ограничивалась только осуществлением таможенного надзора. Таможенной флотилии нередко приходилось принимать участие в спасении терпящих бедствие моряков. Так, 31 мая 1885 г. в заливе Кунда, напоровшись на мель, затонула броненосная батарея "Кремль". После сигнала с пограничного поста Вайноле к месту аварии вышли суда " Ласточка" под командой капитана 2 ранга Игнатьева и "Лебедь", где командиром был лейтенант Кубе. Пограничники самоотверженно боролись за спасение экипажа и имущества военного корабля. 5 июля 1885 г. Александр III специальным указом объявил "монаршее благословение" командующему Балтийской таможенной крейсерской флотилией капитану 1 ранга Мартьянову и экипажам "Ласточки" и "Лебедя" за спасение людей и имущества.


Влияние флотилии на качество охраны границы было существенным.
В отчетных документах отмечалось: "Со времени учреждения флотилии совершенно прекратилось существование крупных складов контрабандных товаров, которые до этого постоянно обнаруживались в разных пунктах Балтийского побережья; уменьшился привоз контрабандного спирта и соли настолько, что русский спирт и соль получили господство на рынке; совершенно прекратилось своеволие береговых владельцев, злоупотреблявших своими береговыми правами и делавших в прежнее время плавание у берегов далеко не безопасным; местные винокуренные заводы, остановившие свою деятельность из-за невозможности конкурировать с контрабандным спиртом, вновь приступили к работе вследствие почти полного прекращения контрабандной торговли этим продуктом (тем самым местные жители смогли вновь получить работу, а государственный бюджет - доходы); по отзывам начальников Санкт-Петербургского и Рижского таможенных округов, количество мелких прибрежных судов, которые занимались перевозкой контрабандных товаров с больших судов в тайники на берегу, сократилось на 2/3, а остальные занялись законной каботажной деятельностью; страховая контора в г.Мемель в Восточной Пруссии, которая занималась страхованием контрабандных судов на случай их задержания таможенным надзором, вынуждена была прекратить свои операции после появления в Балтийском море крейсеров флотилии".


В то же время в связи с введением высоких пошлин золотом и наличием на российском рынке товаров отечественного производства снизился и ввоз товаров из-за границы. Это обеспокоило некоторых чиновников. Государственный контроль сделал парадоксальный вывод о бесполезности Балтийской таможенной крейсерской флотилии и необходимости ее упразднения в связи с неэффективностью затрат на ее содержание. В защиту флотилии горячо вступилось Министерство финансов и флотилию удалось сохранить, хотя ее состав был уменьшен на 3 паровые шхуны и 5 паровых баркасов.

В 1887 г. флотилия была сокращена еще на одну паровую шхуну и один паровой баркас. Правда, в то же время были приняты некоторые меры по усилению охраны морских и речных границ в других регионах России. Так, в 1886 г. для осуществления морского надзора и охраны рыбных и морских промыслов Приамурского края из состава Сибирской военной флотилии выделяются суда "Клипер", "Абрек", винтовые лодки "Горностай" и "Нерпа", а для северо-восточных рубежей - шхуна "Алеут" и крейсер "Забияка". Правление норвежских китобойных судов в Карском и Белом морях потребовало предпринять соответствующие меры. Была создана комиссия под руководством бывшего архангельского губернатора Н.А. Качалова. Она признала необходимость пограничного крейсерства в Северном океане.


Комиссия предложила, по примеру Норвегии, назначить военное крейсерское судно. И уже с начала 80-х годов в прибрежных водах североевропейской части России началось несение крейсерской службы отдельными военными кораблями с целью охраны рыбных промыслов. 20 мая 1885 г. были внесены некоторые изменения в положения о службе казачьих войск. Так, в Постановлении "О новом штатном составе чинов по охране морских вод Уральского войска" большое внимание было обращено на "охрану собственного морского участка... от потаенного рыболовства", то есть на борьбу с браконьерами, которые наносили государству немалый материальный урон, как и контрабандисты. „ Таким образом, к началу 90-х гг. XIX в. в основном заканчивается разработка правовой основы для улучшения охраны границы Российской империи на морях и реках.


В море впервые устанавливается трехмильная таможенная полоса, вводятся морской таможенный надзор, береговая стража, принимаются положения о казачьих войсках, в которых, как правило, указываются их обязанности по охране речных и морских участков границы. С утверждением Положения о Балтийской крейсерской таможенной флотилии завершается окончательное формирование специальной части ВМФ, предназначенной для осуществления таможенного контроля на море. На этом этапе развития пограничной стражи налаживаются более тесное взаимодействие с крейсерами ВМФ, координация совместных усилий в охране морского побережья и таможенного контроля на море.

 

Доктор исторических наук полковник В. БОЯРСКИЙ,
кандидат исторических наук подполковник А. МОЛОТКОВ,
доктор исторических наук А. ПЛЕХАНОВ,
капитан 2 ранга Г. КАРПОВ,
научный сотрудник А. ПЛЕХАНОВ.

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика