Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Моряки-пограничники в Великой Отечественной Войне

Моряки-пограничники в Великой Отечественной Войне

PDFПечатьE-mail
Великая Отечественная война - особая страница в истории морчастей и соединений пограничных войск. Находясь в составе ВМФ, они на своих плечах вынесли всю тяжесть борьбы с коварным и жестоким врагом, не посрамив чести и преумножив славные боевые традиции стражей морских рубежей Отчизны. На Севере и Балтике, Черном море и Тихом океане они воевали геройски, проявляя мужество и смекалку, самоотверженность и профессиональную выучку, боевое товарищество и готовность к самопожертвованию во имя Победы. Легендарные подвиги моряков-пограничников навсегда останутся в истории войск, являя собой пример служения Отечеству всем последующим поколениям воинов границы.
Начало войны 

   Преддверие Великой Отечественной войны характеризовалось обострением оперативной обстановки не только на сухопутных, но и на морских участках Государственной границы СССР. В течение апреля-июня 1941 г. стражами морских рубежей Отечества фиксировалась активность военно-морских сил Германии и ее союзников по переброске войск в Финляндию и Норвегию, отмечались сосредоточение сил флотов в военно-морских базах в непосредственной близости от СССР, массовая заброска агентуры на советскую территорию, в том числе с использованием плавсредств, нарушения границы боевыми кораблями и катерами, гражданскими судами с провокационными и разведывательными целями. С мая 1941 г. нарушения морской границы на Балтике (участок 2-го дивизиона 2-го Балтийского отряда пограничных судов) совершались почти ежедневно, и моряки-пограничники были вынуждены перейти на усиленную охрану границы. Имели место и обстрелы пограничных катеров на Дунае. В совокупности с другими данными, поступавшими с западной границы, это свидетельствовало о приближении войны. И она началась.  
  
На рассвете 22 июня 1941 г. Германия, нарушив пакт о ненападении, всей военной мощью обрушилась на Советский Союз. Главная военно-политическая цель Германии заключалась в полном разгроме СССР, для чего предполагалось нанести мощный удар по основным силам Красной Армии, сосредоточенным в западных районах, уничтожить их и, стремительно продвигаясь вглубь страны, занять в короткие сроки ее важнейшие политические и экономические центры.
   К началу войны размещение советских войск, предназначенных к отражению фашистской агрессии, не обеспечивало по ряду объективных и субъективных причин своевременное сосредоточение и развертывание нашей группировки. Застигнутые врасплох войска, не имевшие четкой директивы от Генерального штаба РККА, не смогли своевременно развернуться на рубежах, предусмотренных планом обороны государственной границы, вступали в бой разрозненно, по частям, неорганизованно и оказались не в состоянии выполнить возложенные на них задачи.   Исключение составил лишь Военно-морской флот. Северный, Балтийский и Черноморский флоты к началу войны насчитывали 220 тыс. человек, 182 корабля основных классов - 3 линкора, 7 крейсеров, 45 лидеров и эсминцев и 127 подводных лодок. Как только Наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову стало известно от начальника Генерального штаба РККА Г.К. Жукова, что разрабатывается решение на приведение войск в полную боевую готовность, он отдал распоряжение привести флот в оперативную готовность № 1. Именно поэтому первые налеты фашистской авиации на военно-морские базы были успешно отражены с большими для противника потерями.
   К началу Великой Отечественной войны в пограничные войска входили восемь отрядов пограничных судов, три морские школы младшего начсостава, Военно-морское училище погранвойск (Ленинград), другие морские части и подразделения. Их боевые действия определялись мобилизационными планами, согласно которым с началом войны морские части погранвойск со всем личным составом, материальной частью и вооружением передавались в состав Военно-морского флота (за исключением Дальнего Востока," где они продолжали охранять границу). Всего было передано восемь отрядов и четыре дивизиона пограничных судов, насчитывавших 368 единиц, в том числе сторожевых кораблей - 11, сторожевых катеров - 310, служебно-вспомогательных судов - 47. Кроме того, было передано 101 судно, находящихся в постройке, однако большинство из них так и не были достроены. Общая численность переданного в ВМФ личного состава превысила 11 тыс. человек.   Потеря крупных военно-морских баз в Прибалтике и на Черном море в 1941 - 1942 гг. привела к тому, что корабельный состав КБФ сосредоточился в районе Ленинграда, а ЧФ -в портах Кавказского побережья. Это практически исключило возможность развертывания боевых кораблей в Балтийском и в западной части Черного моря. Вот почему с 1942 г. и до середины 1943 г. из состава этих флотов активно действовали лишь малые корабли и катера, а именно они и состояли в основном на вооружении морчастей пограничных войск. Исключение составил лишь Северный флот, который на всем протяжении войны обеспечивал наши внешние и внутренние коммуникации и действовал на коммуникациях противника в Варангерфьорде и на подходах к нему с западных направлений.  

Заполярье   

    Перед Северным флотом, которым командовал адмирал А.Г. Головко, в первый период войны стояли задачи содействовать 14-й армии в оборонительных операциях, охранять военно-морские базы, нарушать морские перевозки противника, защищать наши морские коммуникации. В составе флота имелось 8 эсминцев, 2 тральщика, 15 подводных лодок, столько же катеров-охотников, 7 сторожевых кораблей и 116 самолетов.
   Противостояла Северному флоту мощная и хорошо оснащенная группировка морских сил противника, включавшая 8 эсминцев, 6 подводных лодок, 2 минных заградителя, 35 сторожевых кораблей, учебное артиллерийское судно, большое количество морской авиации. В ходе боевых действий немецкие морские силы наращивались. Уже весной 1942 г. они пополнились линкорами "Адмирал Тирпиц", "Адмирал Хиппер", "Лютцов", тяжелым крейсером "Адмирал Шеер", 4 легкими крейсерами, 12 эсминцами, 20 подводными лодками. На Север были переброшены также бомбардировщики и до 30 самолетов-торпедоносцев. Противник стремился во что бы то ни стало парализовать наши перевозки по Северному морскому пути.
  
Пограничные корабли вносили достойный вклад в общее дело борьбы с врагом. Семь сторожевых кораблей 1-го Северного отряда пограничных судов, которым командовал капитан 2 ранга А.И. Дианов, - "Бриллиант", "Айсберг", "Жемчуг", "Нептун", "Рубин", "Бриз", "Сапфир", а также "малые охотники" и катера действовали в составе Северного флота, надежно прикрывая с моря позиции наземных войск. Уже на третий день войны сторожевой корабль "Нептун", находившийся в дозоре у м. Святой Нос, вступил в бой с шестью немецкими самолетами. Меткий артиллерийский огонь моряков-пограничников в сочетании с умелым маневром раз за разом срывал прицельное бомбометание. Получив несколько серьезных повреждений, "Нептун" все же оказался победителем в этом бою и своим ходом дошел до базы. За мужество и воинское мастерство, проявленные в том бою, большая группа экипажа корабля была награждена орденами и медалями. Среди них командир корабля старший лейтенант Н. Поровенко, старшины Г. Чесноков, В. Непочатых, А. Маслинский и краснофлотец Я. Балакирев.
   
24 июня 1941 г. по приказу командующего Северным флотом отряд пограничных кораблей перебазировался в Иокангу для охраны горла Белого моря от проникновения кораблей и подводных лодок противника. За первые 20 дней войны бывшие пограничные сторожевики потопили в водах Баренцева и Белого морей пять фашистских подводных лодок.
  
25 ноября 1941 г. сторожевой корабль "Бриз" нес дозорную службу у м. Святой Нос. Наблюдатель старшина 2-й статьи Чижов в непосредственной близости от корабля увидел всплывающую немецкую подводную лодку. Командир "Бриза" В.А. Киреев, мгновенно оценив обстановку, принял- единственно правильное и смелое решение - таранить ее. Кованым железным форштевнем корабль ударил лодку в борт в районе аккумуляторного отсека. Немецкая подводная лодка, задрав нос, пошла ко дну.   Об активности боевой деятельности моряков-пограничников в составе Северного флота могут свидетельствовать следующие данные: только за период с 26 августа по 30 декабря 1941 г. СКР-24 "Айсберг" находился в боевом дозоре 98 суток, СКР-25 "Бриз" - 102, СКР-28 "Рубин" - 97, СКР-29"Бриллиант" - 91, СКР-30 "Сапфир" - 107 суток.   С 1942 г. на сторожевые корабли 1 -го Северного отряда погрансудов была возложена задача совместно с кораблями Северного флота обеспечивать движение союзнических конвоев в западном секторе Арктики и в районе Новой Земли, Карского моря и острова Диксон. 13 мая корабли "Рубин", "Бриллиант", "Бриз" и "Айсберг" вместе с эскадренными миноносцами Северного флота в районе м. Нордкап приняли союзнический конвой "Р-16" и конвоировали его в Архангельск. Сорок пять самолетов противника атаковали конвой, но корабли боевого охранения не подпустили их к транспортам, приняв весь удар на себя. "Айсберг" получил серьезные повреждения от разрывов бомб. Вышли из строя машины, отдельные агрегаты, образовалась сильная течь в корпусе. Однако все повреждения ликвидировались личным составом и движение не задерживалось. Конвой был доставлен в порт без потерь.
  
Боевая деятельность моряков-пограничников по защите Заполярья и северных морских коммуникаций продолжалась по 1944 г. За это время только семь бывших пограничных кораблей и катеров ("Айсберг","Бриз", "Бриллиант", "Рубин", "Сапфир", ПК-251 и ПК-252) находились на выполнении боевых заданий 4163 суток, прошли 201503 мили и отконвоировали 1443 советских и иностранных транспорта.   Победы доставались дорогой ценой. 11 августа 1941 г. торпедированный вражеской подводной лодкой погиб вместе со всем экипажем СКР-27 "Жемчуг" (командир корабля старший лейтенант П.Д. Долгов, военный комиссар И.И. Щербина), находившийся в боевом дозоре.
  
Бессмертный подвиг совершил экипаж СКР-29 "Бриллиант". 23 сентября 1944 г., находясь в составе боевого охранения каравана, состоявшего из транспортов "Революционер" (флагман), "Комсомольск", "Буденный", "Кингисепп" и ледокола "Северный ветер", корабль прикрыл своим корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенной вражеской подводной лодкой. Командир "Бриллианта" старший лейтенант М.В. Махоньков, обнаружив след торпеды, направленной в транспорт, принял единственное в тех условиях решение и преградил ей путь. Ценой своей жизни экипаж "Бриллианта" спас от неминуемой гибели флагман каравана с военными грузами.
 
  В память о героических подвигах моряков-пограничников Заполярья и для отдания воинских почестей их героизму, мужеству и самоотверженности приказом командующего Северным флотом от 26 июня 1966 г. и начальника войск Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа координаты гибели пограничных сторожевых кораблей "Жемчуг" (широта 68 градусов 45 минут N, долгота 42 градуса 55минут W) и "Бриллиант" (широта 76 градусов 09 минут S, долгота 87 градусов 47 минут W) объявлены координатами боевой славы.
  
Родина высоко оценила ратный труд пограничников-североморцев. Трое из них награждены орденами Ленина, 38 - орденом Красного Знамени, 63 - орденом Красной Звезды, 101 - орденом Отечественной войны II степени, 227 - медалью "За отвагу", 314 -медалью "За боевые заслуги", 475 - медалью "За оборону Советского Заполярья", 43 - медалью Нахимова, 56 - медалью Ушакова.По решению местных властей Мурманской области в пос. Кувшинская Салма на берегу Баренцева моря в 1967 г. поставлен памятник морякам-пограничникам Заполярья, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На гранитной плите надпись золотом: "В памяти народа не померкнет бессмертный подвиг моряков-пограничников, отдавших свою жизнь в боях за Советское Заполярье".Весомый вклад в боевые действия Северного флота внес и личный состав дивизиона судов 4-го Архангельского погранотряда. Переданные в состав флота 24 июня 1941 г. корабли дивизиона несли дозорную и брандвахтенную службу в Двинском заливе, у островов Мудьюг и Муровой, обследовали устья Северной Двины, обеспечивали проводку в базу союзнических конвоев, выходили на поиски и уничтожение подводных лодок противника, осуществляли поиск мин иго найденных оповещали тральщики. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, 83 моряка-пограничника бывшего дивизиона судов Архангельского погранотряда были награждены орденами и медалями.  

 Балтика   
  
Охрану морской границы на Балтийском море осуществляли 1-й и 2-й Балтийские отряды пограничных судов. 1-й Балтийский отряд пограничных судов, которым командовал старший лейтенант СП. Желда ков (начальник штаба старший лейтенант З.Ф.Слепенко, заместитель по политчасти старший политрук Д.И. Павленко), входил в состав Ленинградского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1-й (командир старший лейтенант АС. Евстратов, заместитель по политчасти старший политрук К.М. Гавриш) и 2-й (командир капитан-лейтенант В.П. Степаненко, заместитель по политчасти политрук М.С. Перлов) дивизионы базировались в г. Тронгзунде (ныне г. Высоцк), 3-й (командир старший лейтенант А.И. Кирсанов, заместитель по политчасти старший политрук В.К. Молодцов) - в Ораниенбауме (Ломоносов). 23 июня 1941 г. отряд в полном составе (семь катеров МО-2, семь катеров ЗК и 14 катеров КМ) был передан ОВРу Кронштадтской ВМБ КБФ.
  
В период с 23 июня по 15 сентября 1941 г. корабли и катера 1-го БОПС выполняли различные задания командования КБФ: несли дозорную службу, участвовали в конвоях в период перехода кораблей флота из Таллина в Кронштадт, эвакуировали гарнизоны с островов Выборгского и Финского заливов, вели боевые действия на них.   15 сентября 1941 г. по приказу командующего КБФ 1-й Балтийский отряд пограничных судов был расформирован, судовой и личный состав переданы в распоряжение командира ОВРа КБФ. Тогда же из семи катеров ЗК и девяти уцелевших катеров МО был сформирован 2-й дивизион сторожевых катеров, вошедший в состав Истребительного отряда охраны водного района главной базы КБФ (ОВР ГБ КБФ).На боевом счету бывших пограничников сбитые самолеты противника, потопленные вражеские корабли и катера, сотни тонн грузов и тысячи перевезенных десантников и эвакуируемых, уничтоженная живая сила и разбитые укрепления неприятеля. Не обходилось без потерь и с нашей стороны. 30 августа 1941 г. при выполнении боевого задания по артиллерийской поддержке сухопутных войск на Неве погибли МО-183 и МО-194. Еще раньше, 21 августа, при высадке десанта в Усть-Тосно был потоплен КМ-317 (командир главный старшина Ф.В. Соснин). При обеспечении перевозок через Ладожское озеро геройски погиб МО-175 (командир лейтенант И.В. Миклашевский).
   
  2-й Балтийский отряд пограничных судов под командованием капитана 3 ранга АН. Перфилова  входил в состав Прибалтийского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1-го (Таллин) под командованием старшего лейтенанта Я.Т. Резниченко, 2-го (Лиепая) под командованием старшего лейтенанта А.Д. Финочко и 3-го (Усть-Нарва) под командованием капитан-лейтенанта М.К. Туркова. 22 июня 1941 г. отряд на основании распоряжения наркома Военно-морского флота был передан в подчинение Краснознаменному Балтийскому флоту. Большая часть катеров поступила в Истребительный отряд ОВРа, командиром которого назначили капитана 3 ранга А.Н. Перфилова. Остальные катера убыли в состав конвойных дивизионов, а сторожевые корабли "Уран","Коралл","Охт" и "Аметист" - в отдельные дивизионы базовых СКР. Моряки-пограничники приступили к выполнению новых для них обязанностей: несение корабельного дозора на подступах к военно-морским базам, противоборство с кораблями и самолетами противника, эвакуация людей и грузов, охрана транспортов при переходах, борьба с немецкими подводными лодками и др.
 
  Первым боевой счет уничтоженным подводным лодкам противника открыл экипаж катера № 206, которым командовал лейтенант В.Я. Равдугин. 23 июня 1941 г., находясь в дозоре на линии о. Найсаар-Аэгна и выполняя задачу по охране Таллина, моряки зафиксировали перископ подводной лодки. Немедленно была сыграна боевая тревога. После двух заходов на цель со сбросом глубинных бомб на поверхности появилось масляное пятно, и вскипела буруном темно-желтая смесь - верный признак поражения цели.   В последующем экипажу катера приходилось выполнять самые различные задачи и одновременно учиться воевать. Вскоре "двести шестой" был переоборудован в минный заградитель. Только в июле 1941 г. он выходил на минные постановки более десяти раз, сопровождал транспортные корабли, высаживал морской десант, выходил в разведку, выполнял особые задания в тылу врага, участвовал и в других операциях.
  
Славные победы были и на счету сторожевого корабля "Аметист", которым командовал старший лейтенант А.Л. Сукач. 24 июня 1941 г. корабль вышел в море на поиск и уничтожение подводных лодок противника. В районе маяка Хара-Лахт сигнальщик Н. Куимов обнаружил бурун от перископа вражеской подводной лодки. Корабль лег на боевой курс. В преследование включился стоявший наготове в бухте ПК-229 под командованием лейтенанта Г.А. Финютина. Корабли несколько раз атаковали глубинными бомбами место обнаружения перископа, пока на поверхности не появились буруны пены, масляные пятна. Лодка пошла ко дну.
  
В июле 1941 г. на линии маяк Кери, м. Юминда в скоротечном бою была уничтожена еще одна подводная лодка. При этом особо отличились командир "Аметиста" старший лейтенант А.Н. Сукач, его помощник B.C. Лобанов, точно запеленговавший место нахождения вражеской подлодки, минеры Н. Гриценко, А. Косарь, командиры отделений П. Ковалев, Ф. Петров, рулевой И. Гетманский, сигнальщик Н. Куимов. Об уничтожении подводной лодки врага 27 июля 1941г. сообщило Сов-информбюро.Одной из задач, к выполнению которой привлекались бывшие моряки-пограничники, являлась постановка минных заграждений на морских коммуникациях врага. Для этой цели использовались шесть переоборудованных "малых охотников" дивизиона Я.Т. Резниченко.
  
В ночь на 4 июля МО под командованием Я.Т. Резниченко заминировали выходной фарватер порта Хельсинки, несмотря на плотный огонь береговой артиллерии и воздействие авиации противника.Только за первые месяцы войны было поставлено около 150 мин. "Охотники" полностью подтвердили способность к этой сложной боевой работе. На минах нашли бесславный конец многие неприятельские корабли и суда, в том числе и финский броненосец "Ильмаринен".
  
5 августа 1941 г. командование поставило задачу двум катерам сопровождать изТаллина до полуострова Ханко транспорт "Хильда" с боеприпасами для гарнизона военно-морской базы. Возглавил охранение командир катера ПК-221 лейтенант BJC. Яковлев. Вторым катером (МО-142) командовал лейтенант A.A. Обухов. Через несколько часов после выхода в море в районе Палдиски экипаж ПК-221 обнаружил и уничтожил вражескую подводную лодку, пытавшуюся атаковать транспорт. Боеприпасы были своевременно доставлены на базу.   Всем защитникам Моонзунда было хорошо известно имя командира 2-го дивизиона капитан-лейтенанта А.Д. Финочко. Впервые часы войны дивизион под его командованием в составе 12 катеров МО принял активное участие в отражении налетов вражеской авиации на город и порт Лиепая. Во время одного из налетов зенитчики-комендоры сбили фашистский бомбардировщик, открыв боевой счет дивизиона.
 
  24 июня 1941 г. по приказу командования базы 2-й дивизион в составе 7 единиц отошел в порт Вентспилс. При переходе катера подверглись налету десяти немецких самолетов. Особенно трудно пришлось артиллеристам и пулеметчикам катера, которым командовал старший лейтенант Г.Ф. Минин. Они отразили одновременную атаку трех "Юнкерсов", повредив один из самолетов врага.3 сентября 1941 г. два катера под командованием А.Д. Финочко возвращались с боевого задания по снятию гарнизона с о. Рухну на о. Сааремаа. Внезапно катера атаковали вражеские самолеты. На катере, где находились А.Д. Финочко и командование дивизиона, возник пожар, но моряки продолжали бой и в этой чрезвычайно сложной обстановке сумели сбить два самолета. Однако из-за пожара катер терял ход, становился удобной мишенью для врага. Огонь подбирался к топливной цистерне. Раненый Финочко находился на мостике. Когда силы оставили его, он приказал рулевому поднять набор флагов "Погибаем, но не сдаемся"... Глухой взрыв разметал МО. Героически погибли командир дивизиона А.Д. Финочко, комиссар АЛ. Макаров, начальник штаба К.11. Варламов и другие.
  
В конце августа 1941 г. начались отход и эвакуация войск Таллинского гарнизона и кораблей флота в Кронштадт и Ленинград. Моряки-пограничники участвовали в обеспечении этого героического перехода. Позднее несколько катеров, входивших в состав 2-го Балтийского отряда погрансудов, вошли в Истребительный отряд Кронштадского ОВРа и принимали активное участие в обороне Ленинграда.25 мая 1943 г. два бывших пограничных катера МО-207 старшего лейтенанта Н.И. Каплунова и МО-303 лейтенанта В.Г. Титякова под общим командованием капитан-лейтенанта И.Л.Чернышова вышли в пролив Бьерке-Зунд для дозора. 13 вражеских катеров сделали попытку прорвать нашу дозорную линию, однако встретили решительный отпор. Особо отличился в этом бою старший лейтенант Н.И. Каплунов. Даже смертельно раненый он продолжал руководить подчиненными и не покинул мостик. Понеся ощутимые потери, враг не выдержал и, маскируясь дымовой завесой, ушел под прикрытием своих береговых батарей.   Совинформбюро сообщило: "В Финском заливе 13 катеров противника напали на два наших дозорных катера. Советские моряки вступили в бой с численно превосходящими силами врага, потопили два и сильно повредили один катер противника. Остальные вражеские катера поспешно отошли, наши катера вернулись на базу.
 
  Доблесть, самоотверженность и воинское мастерство экипажей МО-207 и МО-303 получили высокую оценку командования КБФ и Верховного Главнокомандования. Капитан-лейтенант И.П. Чернышов первым на Балтике был награжден орденом Александра Невского; орденами Красного Знамени были отмечены лейтенант В.Г. Титяков и старший лейтенант Н.И. Каплунов (посмертно). Флаг, под которым сражался МО-207, вместе с моделью этого катера хранится в Центральном военно-морском музее. Экипаж МО-207 по возвращении в пограничные войска после войны продолжал с честью выполнять свои обязанности. Имя Николая Каплунова навечно занесено в списки экипажа. Оно было присвоено и одному из кораблей Краснознаменного Прибалтийского пограничного округа, а в 1995 г. - новому кораблю 2 ранга Калининградской группы Погранвойск РФ.
   
Славную страницу в летопись начального периода войны вписал и личный состав дивизиона пограничных судов отдельного погранотряда береговой охраны полуострова Ханко. В первый же день боевых действий дивизион (четыре катера МО и три катера ЗИС) под командованием старшего лейтенанта Г.И. Лежепекова (военком старший политрук Панков) вошел в состав частей ОВРа военно-морской базы Ханко капитана 2 ранга М.Д. Полегаева и действовал там до эвакуации частей с полуострова в декабре 1941 г.
  
Личный состав катеров самоотверженно сражался с превосходящим врагом. В ночь на 27 июля 1941 г. во взаимодействии с десантной группой погранотряда моряки дерзким броском овладели островом Бенгшер. Особенно отличились в этом бою командиры катеров Беляев, Шевченко, Козлов, помощник командира катера Непотачев, старшина Боровков, пулеметчики и комендоры Подлевских, Андруцкий и другие. Всего же при непосредственном участии личного состава дивизиона было занято 16 вражеских островов.   На протяжении войны бывшие пограничные катера выполняли самые разнообразные задачи и постоянно были на переднем крае боевых действий КБФ. Они охраняли фарватеры, выходы из портов и гаваней, несли службу ближних и дальних дозоров, участвовали в поиске и уничтожении подводных лодок противника, обеспечивали минные постановки кораблям флота и производили их самостоятельно в Выборгском заливе, сопровождали наши подводные лодки и транспорты при переходе по Финскому заливу, вели разведку побережья, уничтожали на берегу огневые точки врага, участвовали в десантных операциях на островах Эзель и Даго, первыми вошли в Таллинскую гавань в 1944 г. с десантом и вооружением на борту.  
 
Черное море   
  
В состав Черноморского флота с началом войны пограничные войска передали четыре отряда пограничных судов, девять дивизионов МО, столько же дивизионов других типов сторожевых кораблей, дивизион бронекатеров на Дунае и артиллерийский учебный корабль "Комендор".
  
Уже в первые часы войны ощутимые потери противнику нанесли пограничники 79-го Измаильского погранотряда во взаимодействии с кораблями бывшего 4-го Черноморского отряда пограничных судов (командир капитан-лейтенант И.К. Кубышкин, заместитель по политчасти батальонный комиссар К.Т. Семенов). Действуя на южном участке фронта, они не только сдержали наступающего противника, но и провели несколько рейдов на румынскую территорию, уничтожив вражеские передовые пикеты и кордоны, овладели рядом населенных пунктов, в том числе г. Старая Килия и удерживали их несколько дней.
  
Исходя из опыта первых рейдов на вражескую территорию, командование 9-й армии решило осуществить высадку более крупного десанта в г. Килия-Веке - мощный опорный пункт врага.Вечером 25 июня капитан-лейтенант И.К. Кубышкин, назначенный командиром десанта, объявил приказ о десантировании, поставил боевую задачу подчиненным, установил порядок взаимодействия судов и береговой артиллерии. Тщательно продуманная, спланированная и проведенная в предрассветные часы 26 июня 1941 г. высадка десанта оказалась для противника полной неожиданностью. Стремительной атакой десантники к 10 часам захватили плацдарм глубиной до 3 км и шириной до 4 км, разгромили в Килия-Веке пехотный батальон, усиленный артиллерией и пулеметами, а также румынскую погранзаставу. Цель десанта была достигнута - город взят, снята угроза маневру кораблей Дунайской флотилии и 4-го отряда пограничных судов, оттянуты силы противника от направления главного удара в районе Рени, Карталы, а главное - был надежно прикрыт левый фланг и тыл нашей 9-й армии. Смело и отважно действовали экипажи МО бывшего 2-го Черноморского отряда пограничных судов (командир капитан-лейтенант A.C. Родионов, начальник отдела политпропаганды батальонный комиссар Я.С. Тарасов), базировавшегося в Балаклаве. В первые же дни войны немцы, стремясь заблокировать Черноморский флот в его главной базе, забрасывали севастопольские бухты магнитными и акустическими минами. Тогда еще не было опыта борьбы с ними. Война научила этому на практике. И первопроходцами были бывшие пограничные катера МО под командованием лейтенантов Д.А .Глухова, Г.П. Павлова, Б.А. Коргуна, В.А. Чешева и других.
 
  Глубинными бомбами, шумом винтов, тралбаржами и другими приспособлениями моряки обезвредили немало вражеских мин, создавая условия большим кораблям успешно решать боевые задачи. При этом МО несли потери. С 22 июня по 22 сентября 1941 г. при уничтожении мин противника подорвались десять катеров, а МО-137 и МО-Oll подрывались дважды. Это был поистине беспримерный подвиг катерников на фарватерах Севастополя.
  
В период обороны Севастополя, в боях под Керчью и Новороссийском легендарную славу завоевал экипаж бывшего пограничного МО-065. Только за 23 месяца войны на его боевом счету было 117 отконвоированных судов с вооружением, боеприпасами и резервами, 3 сбитых и 6 подбитых самолетов противника, около 2 тысяч перевезенных десантников. Катер провел в боевых дозорах 140 суток, множество раз выходил на поиск и бомбардировку вражеских подводных лодок, высаживал разведчиков в тыл врага и оказывал помощь нашим кораблям и самолетам, потерпевшим аварию. 25 марта 1943 г. при конвоировании транспорта с оружием и боеприпасами для защитников "Малой земли" в районе с. Дивноморское корабль и транспорт были атакованы тридцатью вражескими самолетами, которые сбросили на конвой более сотни бомб. МО-065 (командир старший лейтенант П. Сивенко) получил тяжелые повреждения, многие члены экипажа были ранены, но моряки стойко и мужественно сражались с врагом.
  
В разгар боя командиру отделения минеров старшине 2-й статьи Г.А. Куропятникову оторвало руку, он был ранен в грудь и голову, но не отходил от пулемета и продолжал вести огонь по самолетам. Увидев горящие рядом с глубинными бомбами дымовые шашки, истекающий кровью герой-пограничник подполз к месту пожара и сбросил их за борт. Гибель катера была предотвращена.Из неравного боя корабль вышел победителем, подбив три фашистских бомбардировщика и выполнив задачу. За отвагу и героизм, проявленные в этом бою, весь экипаж МО-065 был награжден орденами и медалями. 24 июля 1943 г. старшине 2-й статьи Г. А. Куропятникову было присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Наркома ВМФ № 263 от 25 июля того же года катер МО-065 первым на Черноморском флоте получил наименование "Гвардейский".
  
3 ноября 1943 г. войска отдельной Приморской армии и моряки Азовской военной флотилии ударом с суши и высадкой десанта с моря овладели плацдармом на Керченском полуострове. В боях за Крым особенно отличилась бригада бронекатеров под командованием капитана 3 ранга П.И. Державина. При высадке десантов в районах населенных пунктов Жуковка и Опасная (ныне в черте г. Керчь) и при обеспечении переправы через Керченский пролив катерники проявили волю, мужество, морскую выучку. Под непрерывным огнем противника были построены причалы для катеров и доставлены боеприпасы. За умелое руководство подчиненными в Керченско-Эльтигенской операции, личное мужество и воинское мастерство капитану 3 ранга И Л Державину 22 января 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
  
За время войны бригада бронекатеров ПЛ. Державина принимала активное участие в шести десантных операциях, в том числе в Новороссийск, Благовещенскую, на Соленое озеро, в Григорьевку, на Керченский полуостров. Оружием малых кораблей потоплены 3 вражеских подводных лодки, сбито 24 самолета противника.   Свой счет предъявили врагу и моряки дивизиона катеров 26-го Одесского погранот-ряда под командованием капитана 3 ранга Г.И. Гнатенко. Бывшие пограничники упорно обороняли Одессу, Севастополь, Новороссийск, участвовали в операциях по их освобождению. Особенно отличились катерники во главе со своим командиром в ходе Новороссийской операции. Корабли под командованием Г.И. Гнатенко 9-10 сентября 1943 г. в числе первых ворвались в Цемесскую бухту и под ураганным огнем высадили десант в порту, чем и было обеспечено освобождение города.
  
В ночь на 1 ноября того же года катерники Г.И. Гнатенко высадили у пос. Эльтиген 620 бойцов и командиров из батальона морской пехоты и тем способствовали успеху всей Керченско-Эльтигенской десантной операции. За успешное форсирование Керченского пролива, личное мужество и отвагу командиру дивизиона сторожевых катеров Г.И. Гнатенко  22 января 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем катерники под его командованием участвовали в освобождении Крыма, Констанцы, Варны.
  
В первые дни войны 3-й Черноморский отряд пограничных судов, базировавшийся в Очамчире, был передан как боевая часть Черноморскому флоту. Отдаленность театра военных действий поначалу исключала непосредственное участие пограничников в боях. Катера по-прежнему выходили в море на охрану государственной границы, но характер выполняемых задач изменился. Все чаще приходилось выходить на поиск подводных лодок противника, в дозоры, конвои для сопровождения на переходе транспортных судов с войсками и военными грузами.   Позднее, с августа 1941 г., катера стали привлекаться для конвоирования транспортов с войсками и военными грузами из Батуми, Поти в Одессу, Севастополь, Евпаторию, Ялту, Новороссийск, и бои с противником стали обычным явлением. Главной задачей было довести транспорты до места назначения. И с этой задачей личный состав бывшего 3-го ЧОПС справлялся достойно, о чем наглядно свидетельствует следующий факт: по состоянию на 1 января 1943 г. из 412 отконвоированных судов 411 доставлено по назначению и лишь транспорт "Белосток" уберечь не удалось.Мужество, героизм, самоотверженность, мастерство - вот слагаемые побед морских пограничников. После войны на берегу Стрелецкой бухты установлен памятник бывшему пограничнику старшему матросу Ивану Карповичу Голубцу. Он первым на Черноморском флоте 14 июня 1942 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.
  
25 марта 1942 г. во время артобстрела противником стоянки наших кораблей в Стрелецкой бухте вспыхнул пожар в машинном отделении одного из катеров. Команда сбила пламя, но осколок второго снаряда пробил топливную цистерну, произошел взрыв. Взрывной волной снесло с палубы людей, тушивших пожар. Катер пылал. Пламя подходило уже к корме, где хранился запас глубинных бомб. Их взрыв грозил гибелью не только горящему судну, но и другим кораблям и их экипажам. И.К. Голубец, находившийся в это время на берегу, вбежал на катер и стал сбрасывать глубинные бомбы в море. Он был трижды ранен, но продолжал свое дело. Большую часть бомб ему удалось скатить в воду, когда огонь охватил стеллаж, где оставалась последняя бомба."История навсегда сохранит для потомства бессмертный подвиг краснофлотца Ивана Голубца, который ценой своей жизни спас от гибели стоящие рядом катера и их экипажи..." - писала "Правда" в передовой статье 15 июня 1942 г. Имя И.К. Голубца носят одна из улиц Севастополя и пограничный корабль, несущий службу на Тихом океане.  

На Волге
   
  
Бок о бок с частями и соединениями Красной Армии в боях под Сталинградом сражались и моряки-пограничники. В июле 1941 г. распоряжением НКВД для подготовки морских специалистов на Волге (с главной базой в Ульяновске) был сформирован учебный отряд. В него прибыли курсанты Ленинградского военно-морского училища и морских пограничных школ младших специалистов. В октябре 1941 г. он был преобразован в Волжскую военную флотилию, в состав которой вошла 1-я бригада речных кораблей под командованием бывшего заместителя начальника ГУПВ по морской части контр-адмирала С. Воробьева. Бригада имела на своем вооружении три канонерских лодки ("Громов", "Усыскин", "Руднев"), шесть бронекатеров, две плавучие батареи. Она поступила в оперативное подчинение командующему 62-й армией и заняла позиции в районе Красноармейска, Светлого Яра. Действуя в составе флотилии, пограничные катера наносили огневые удары по противнику, подвозили боеприпасы войскам, прикрывали от ударов авиации переправы в южной части города.
  
Моряки-пограничники с честью выдержали выпавшие на их долю тяжелые испытания. Все экипажи бронекатеров стали гвардейскими, а экипаж канонерской лодки "Усыскин" был отмечен орденом Красного Знамени.
   Маршал Советского Союза В.И.Чуйков так отозвался о боевых действиях Волжской военной флотилии: "Неоценимую услугу армии оказали моряки Волжской военной флотилии... Каждый рейс через Волгу был связан с большим риском... О роли моряков этой флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи."  

Каспий
   
 
  Накануне Великой Отечественной войны 1-й Каспийский отряд пограничных судов состоял из двух дивизионов. В состав 1-го дивизиона входили сторожевые корабли "Атарбеков", "Могилевский", "Соболь", "Ленинец", ПС-300, ПС-301) СК-90, КМ-163; 2-го - шесть МО (73, 74, 75, 76, 77, 78) и один КМ-164.1-й дивизион дислоцировался в Баку, 2-й - в порту Ильича.
  
22 июня 1941 г. отряд был передан Каспийской военной флотилии и до июля 1944 г. вел боевые действия в ее составе. Личный состав отряда осуществлял разведку иранского побережья и высадку там десанта, разоружал военные и полицейские посты и части иранской армии, охранял водный район, устанавливал и поддерживал связь с частями Красной Армии, дислоцировавшимися в приморских городах и портах Ирана, отражал налеты вражеской авиации на важнейшие коммуникации, участвовал в обороне Сталинграда. При этом личный состав всегда проявлял мужество и морскую выучку.18 июля 1943 г. бывший пограничный катер МО-77, сопровождая баржу с военными грузами, подвергся нападению немецкой авиации. Мощным взрывом "охотнику" оторвало носовую часть вместе с пушкой, но экипаж продолжал бой с бомбардировщиками и боролся за спасение корабля. Воля и мужество катерников одержали победу в этом бою.   В числе первых моряков Каспия, награжденных орденами и медалями за образцовое выполнение заданий командования, были и моряки-пограничники лейтенант И.Н. Золотое, старший политрук А.Ф. Каспирович, лейтенант В.И. Мичурин, лейтенант В.А. Седов и другие.  

Тихий океан
   
 
   На Дальнем Востоке моряки-пограничники с началом Великой Отечественной войны продолжали нести службу по охране государственной границы. Несмотря на то, что между СССР и Японией существовал договор о нейтралитете, оперативная обстановка на морских участках границы была нестабильной. Японские военные корабли неоднократно вторгались в советские территориальные воды, а самолеты нарушали воздушное пространство.Многие моряки-пограничники ушли с кораблей на фронт, воевали под Сталинградом, участвовали в битве на Курской дуге.   В боевых действиях против Японии в августе 1945 г. на экипажи пограничных кораблей и катеров выпала немалая нагрузка. К началу кампании погранвойска дальневосточных округов располагали значительным количеством боевых и вспомогательных судов. Только в Хабаровском округе, например, их имелось 236 (четвертую часть составляли боевые катера). Организационно они были сведены в отдельные дивизионы и группы, входившие в состав пограничных отрядов. Отряды, охранявшие морские участки границы, имели до пяти отдельных дивизионов кораблей и катеров, а на речных участках - один-два отдельных дивизиона или несколько отдельных групп речных катеров.
   
Вспомогательные суда (15-30 катеров в отряде) входили в штаты его сухопутных подразделений.августа 1945 г. корабли, дивизионы и группы пограничных катеров вошли в оперативное подчинение командованию Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии.
  
В ходе боевых действий пограничные корабли в зависимости от полученной задачи действовали совместно с кораблями флота (флотилии) или самостоятельно. На речной границе первой боевой задачей пограничных катеров стала переправа на сопредельную территорию передовых отрядов Красной Армии, их огневая поддержка. По неполным данным, в первые дни войны с Японией плавсредства погранотрядов переправили через Амур и Уссури около 27 тыс. солдат и офицеров армейских соединений, 152 орудия, 652 тонны боеприпасов и продовольствия, 384 автомашины, 80 тракторов, 504 лошади, 312 повозок и т.д.   Дивизионы и группы катеров, действуя совместно с кораблями Амурской военной флотилии (АВФ), поддерживали наши сухопутные войска, наступавшие на территории Маньчжурии. Так, дивизион катеров 63-го погранотряда и суда Хабаровского пограничного порта вместе с кораблями флотилии поддерживали наступление войск 15-й армии на сунгарииском направлении: перевозили войска по р. Сунгари, десантировали их, поддерживали огнем пехоту в боях за города Туньцзян, Фугдин, Цзямусы и др.
  
Часть пограничных катеров использовалась для конвоирования транспортов с войсками и особо важными грузами, боеприпасами, горючими и смазочными материалами, а также для охранения мониторов Амурской флотилии при их переходах по рекам Амур и Сунгари.
  
На озере Ханка совместно с Ханкайским отдельным отрядом бронекатеров Амурской флотилии действовал дивизион катеров 69-го пограничного отряда. Пограничники подавляли огневые точки противника, наблюдательные пункты, нарушали линии связи и коммуникации на побережье озера. 11 августа дивизион, возглавляемый капитаном 2 ранга Тетельбаумом, по приказу командующего флотилии контр-адмирала Н.В. Антонова вышел на выполнение боевой задачи по высадке десанта на северный берег озера Ханка, уничтожению японской базы Байпаоцзы. При подходе к берегу враг встретил катера артиллерийским и пулеметным огнем. После 50-ми¬нутного огневого боя катерники прорвались к берегу и высадили десантные группы, которые, овладев плацдармом, повели наступление на военный городок. Многие участники этого боя были награждены орденами и медалями, командир дивизиона - орденом Красного Знамени.
 
  Корабли и дивизионы катеров морских пограничных отрядов тесно взаимодействовали с кораблями Тихоокеанского флота (ТОФ). С 8 по 10 августа катера 52 и 65-го морских пограничных отрядов привлекались для боевого охранения минных заградителей при постановке мин. В течение всего периода военных действий дивизионы катеров 52, 61 и 62-го морских пограничных отрядов несли службу базового дозора в бухте Ногаево, в районе Александровск, военно-морской базы Де-Кастри, Владимиро-Ольгинской военно-морской базы, на подступах к главной базе Тихоокеанского флота.Катера морпогранотрядов широко привлекались для конвоирования транспортов и трофейных судов, охранения боевых кораблей и экскортирования подводных лодок ТОФ. Только катерами 62-го морского погранотряда было отконвоировано 199 транспортов, боевых кораблей и подводных лодок.Дивизионы 59-го и 62-го морских пограничных отрядов использовались для разведки портов противника, его береговых укреплений, поиска подводных лодок и контрольного бомбометания. Так, катерники 59-го погранотряда под командованием капитан-лейтенанта Г.В. Савельева в ночь на 12 августа провели разведку берегов и акватории в районе корейского порта Юки. Корабли скрытно подошли к месту, где их появление не ожидалось, и с ходу высадили разведывательную группу, которая получила полные данные о расположении противника, захватила "языка" и была благополучно снята с берега. Сведения, доставленные группой, дали возможность флоту 13 августа без больших потерь занять порты Юки и Расин.
  
Корабли и катера пограничных войск совместно с частями и кораблями ТОФ принимали участие и в крупных десантных операциях. Так, катера 2 и 5-го дивизионов 62-го морпогранотряда участвовали в высадке десантов в портах Юки, Расин, Сейсин. Шесть катеров 2-го дивизиона под командованиемкапитан-лейтенанта Лукьянчикова вместе с кораблями ТОФ в ночь на 13 августа вышли из бухты Золотой Рог на высадку десанта в порту Расин. На переходе катера несли службу разведки и охранения, чтобы не допустить торпедирования конвоя и ударов по нему с воздуха. По прибытии в район порта они провели разведку бухты, обследовали фарватер и причалы, после чего провели остальные корабли. Особенно отличился экипаж катера, которым командовал старший лейтенант Б.В. Кочура. Он первым ворвался в порт, под огнем противника подошел к причалу и высадил десантную группу, которая при поддержке артиллерийского и пулеметного огня оттеснила японцев и обеспечила высадку основных сил десанта.
  
3-й дивизион того же отряда вместе с кораблями Северной Тихоокеанской флотилии участвовал в десантировании частей 2-го Дальневосточного фронта на Южный Сахалин, в порты Topo, Эсутору и Маока. Его суда доставили к острову более полутора тысяч десантников. Отряд первого броска во главе с командиром дивизиона пограничных катеров капитан-лейтенантом Кулиничем, выйдя в 21 ч. 15 августа на выполнение боевого задания, к рассвету достиг вражеского берега и, ворвавшись в Эсутору, высадил десант. Все это произошло при плохой види¬мости и столь неожиданно, что противник в первый момент не оказал существенного сопротивления, и только когда десант уже закрепился на берегу, японцы вступили в бой. Аналогично действовали подчиненные капитан-лейтенанта Кулинича и при овладении портом и городом Маока.   Важную роль сыграли пограничные сторожевые корабли "Киров" и "Дзержинский", восемь катеров МО 2 и 3-го дивизионов 60-го морского пограничного отряда в проведении Курильской десантной операции.
 
  К операции привлекались войска Камчатского оборонительного района, корабли и части Петропавловской ВМБ. Им предстояло овладеть самым северным и наиболее укрепленным островом Курильской гряды Шумшу (Сюмусю) и, используя его в качестве плацдарма, занять острова, расположенные южнее.Пограничные корабли вместе с минным заградителем "Охотск" составляли отряд огневой поддержки, который возглавлял командир ПСКР "Киров" капитан 3 ранга Сизов. 2 и 3-й дивизионы катеров вошли в охранение кораблей с десантом. Командовал ими капитан 3 ранга Скиба. 17 августа в 4 ч. корабли с десантом вышли из Авачинской губы. На переходе пограничные корабли и катера охраняли десант от воздействия легких сил противника. В 5 ч. 18 августа в северо-восточной части о. Шумшу началась высадка передового отряда, а затем и основных сил десанта. Из-за перегрузки и большой осадки десантные суда вынуждены были остановиться в 100-150 м от берега на глубине до двух метров, бойцам пришлось до берега добираться вплавь. Густой туман способствовал внезапности высадки. Отряд высадился без потерь, а сильное сопротивление встретил лишь при продвижении вглубь острова.
 
  Пограничные катера использовались в качестве десантных судов, несли службу охранения. Успешно действовали корабли "Киров" и "Дзержинский". Они поддерживали десант огнем, подавляли береговые огневые точки, уничтожали вражеские танки, отражали налеты авиации противника.   Боевые действия морских и речных пограничных дивизионов и групп в военной кампании на Дальнем Востоке отличались характерной для всего наступления стремительностью, решительностью и умелым преодолением препятствий. Личный состав морских и речных частей и подразделений показал высокую выучку, хорошее знание районов плавания, инициативу и смелость.

   За мужество и героизм, проявленные в боях с Японией, сотни офицеров, старшин и краснофлотцев морских пограничных частей и подразделений награждены орденами и медалями СССР. Указами Президиума Верховного Совета СССР награждены орденом Красного Знамени пограничные сторожевые корабли "Дзержинский" и "Киров", 3-й дивизион 62-го Владивостокского морпогранотряда. Приказом Верховного Главнокомандующего дивизиону сторожевых кораблей того же отряда присвоено почетное наименование "Сахалинский".
   
 Окончилась Великая Отечественная война, в ходе которой морским пограничникам пришлось выполнять во многом несвойственные им задачи, приобретая в боях опыт борьбы с превосходящими силами противника. Охрана военно-морских баз и высадка тактических и оперативных десантов, огневая поддержка сухопутных войск на приморских направлениях и проводка внутренних и союзнических конвоев, защита своих коммуникаций и нарушение морских перевозок противника, борьба с вражескими подводными лодками и оперативные перевозки личного состава и военных грузов, разведка побережья и минные постановки, эвакуация войск, имущества Красной Армии и мирного населения и ликвидация минной опасности в районах действий наших войск, помощь терпящим бедствие военным и гражданским судам и многое другое вот неполный перечень задач, с которыми пришлось иметь дело бывшим Встреча фронтовиков-однополчан пограничникам в составе Военно-морского флота. 
  
  Опаленные огнем Великой Отечественной, морские соединения и части пограничных войск из состава Военно-морского флота возвратились на охрану государственной границы. Став символами мужества, доблести, верности присяге, самоотверженности и героизма, легендарные имена моряков-пограничников увековечены в названиях населенных пунктов, улиц, школ и возвратились в пограничные войска именными кораблями. После Великой Отечественной войны экипажи кораблей "Григорий Гнатенко" и "Иван Голубец", "Неон Антонов" и "Григорий Куропятников", "Николай Сипягин" и "Иван Леднев", "Николай Каплунов" так же надежно и умело выполняли задачи по охране морских рубежей Отечества, как это делали герои-фронтовики, защищая свободу и независимость нашей Родины. Они и сегодня в памяти народа, а значит - в строю.   
 
Кандидат исторических наук Ю. КАШЛЕВ, доктор исторических наук В. СЕМИН.
  

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика