Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Авиация в охране границ. Часть 3

Авиация в охране границ. Часть 3

PDFПечатьE-mail

В годы мирного строительства
 
Опыт, накопленный авиацией пограничных войск в годы Великой Отечественной войны, необходимо было внедрять в повседневную практику охраны государственной границы. Это был новый этап в развитии авиации пограничных войск. В повестку дня встали вопросы активного изыскания и внедрения в охрану границы новых тактических способов применения авиации, соответствующих характеру выполняемых пограничными заставами, кораблями, авиационными подразделениями новых задач и современному уровню их технического оснащения.

 

Авиация все шире стала применяться в охране границы, особенно на морских и открытых сухопутных участках. Самолеты несли дозорно-разведывательную службу в советских территориальных водах. Взаимодействуя с морскими пограничными судами, они наводили их на обнаруженных с воздуха нарушителей границы, на подозрительные в этом отношении суда. По мере оснащения пограничных войск ультракоротковолновыми радиостанциями самолеты получили возможность взаимодействовать также с береговыми заставами, комендатурами, отрядами и не только на морской, но и на сухопутной границе.
 
Авиация начала активно привлекаться к проведению операций по ликвидации прорвавшихся на нашу территорию нарушителей. Взаимодействуя с поисковыми группами и пограничными нарядами, самолеты координировали их действия, наводили разведывательно-поисковые группы на обнаруженных нарушителей или на их следы.
 
С каждым годом применение авиации в охране границы становилось все шире. К концу 50-х годов в составе основных округов пограничных войск имелись авиационные полки или эскадрильи. Увеличилась и потребность в самолетах. Пограничные войска испытывали трудности в комплектовании своей авиации самолетами, которые отвечали бы специфическим требованиям пограничной службы. Развитие самолетостроения шло в сторону увеличения скоростных и высотных показателей, граница же нуждалась в несколько ином виде авиации. Появление нового летательного аппарата, прародителя теперешнего вертолета, было заметным явлением в жизни войск и вызвало большой интерес.
 
Вначале вертолет скорее всего напоминал воздушный мотоцикл. Вместо фюзеляжа — открытая, выкрашенная в красный цвет рама с сиденьем для пилота. Ни пассажиров, ни грузов этот вертолет поднимать тогда еще не мог, скорость его — от 0 до 120 км, потолок подъема — около 1000 м. Теперь, как известно, вертолеты повсеместно бороздят воздушные просторы страны, выполняя различные народнохозяйственные и оборонные задачи. Они незаменимые помощники и пограничников.
 
Большой интерес представляли разработки с целью внедрения в повседневную охрану государственной границы дирижаблей и беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Вопрос применения дирижаблей с различными целями не нов. В военные годы дирижабли применялись в основном для несения патрульной, разведывательной службы, сопровождения конвоев на море, поиска подводных лодок, выполнения спасательных работ.
 
Надо сказать, что дирижабли обладают рядом преимуществ — высокой экономичностью, большой грузоподъемностью, дальностью и продолжительностью полета, возможностью перевозки крупногабаритных грузов, способностью совершать полет в режиме зависания без расходования энергии, а также обходиться без взлетно-посадочных полос и площадок. Кроме того, дирижабли в силу большой дальности и продолжительности полетов способны действовать на самых отдаленных направлениях без длительного пополнения необходимых запасов.
 
К сожалению, разработки в послевоенные годы отечественных дирижаблей не получили дальнейшего развития, и эта проблема рассматривалась больше в теоретическом, чем в практическом плане. А между тем с помощью дирижаблей на морской границе, особенно на севере и востоке, можно было бы решать многие задачи: осуществлять контроль за промыслом морепродуктов иностранными судами в экономической зоне, дальнее радиолокационное обнаружение морских целей, наблюдение за воздухом и акваторией, патрулирование прибрежных районов, проведение спасательных работ.
 
Интересы повышения надежности охраны границы требовали совершенствования взаимодействия между наземными силами и средствами и пограничной авиацией, особенно в звене застава — корабль — самолет (вертолет), пограничный отряд— морская бригада — авиационная часть. Это требовало изменения организационно-штатной структуры авиации погранвойск, придания ей большей самостоятельности и мобильности; авиация увеличилась численно и пополнилась новой техникой.
 
При разработке вопросов ее применения в охране границы широко использовался опыт действий самолетов ГВФ, боевой опыт ВВС и накопленный за годы становления и развития свой собственный опыт. В результате постоянного совершенствования методов выполнения задач авиация стала одним из важных средств усиления охраны границы. Имея на вооружении современные для своего времени самолеты, пограничные авиачасти уже стали нести службу на всей границе СССР. Самолеты и вертолеты, оборудованные радиолокационными установками, вели разведку и поиск нарушителей на самых труднодоступных участках и в прибрежных водах океанов и морей. Совместно с пограничными кораблями авиачасти охраняли морские рубежи.
 
Известно, что одним из основных принципов усиления охраны границы является сосредоточение и применение авиации на наиболее важных оперативных направлениях (с учетом конкретной обстановки и реальных возможностей самолетов и вертолетов), особенно там, где другие технические средства применить невозможно или нецелесообразно по тактическим или экономическим соображениям, поэтому шли поиски наиболее оптимальной организационной структуры авиачастей. Вначале авиация пограничных войск состояла из отдельных авиаотрядов, имевших по шесть самолетов. В дальнейшем, с расширением задач и увеличением численности самолетов, авиаотряды сводились в отдельные эскадрильи, а впоследствии и в авиационные полки.
 
Следует, однако, сказать, что в 1960 г. в связи со значительным сокращением Вооруженных Сил, в том числе и пограничных войск, претерпели реорганизацию и многие авиационные части, например аэродром, штаб и лучшая по тем временам ремонтная база Быково были отданы ГВФ. Сейчас можно определенно сказать, что это была ошибка.
 
В послевоенные годы в связи с возрастанием роли авиации в охране границы встала задача улучшения обучения летного состава, совершенствования форм боевой и летной подготовки авиационных частей, повышения летного мастерства экипажей при полетах днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
 
Основным направлением в обучении и тренировках летного состава считалась отработка взаимодействия экипажей с наземными подразделениями и кораблями по поиску и задержанию нарушителей государственной границы, полеты на малых высотах и в горах с посадками на полевых необорудованных площадках. Большое внимание уделялось полетам на аэродромы и площадки с песчаным и особенно снежным покровом.


Для обеспечения встреч экипажей в пограничных отрядах и на линейных заставах и повышения оперативности при взлетах возникла необходимость обучения широкого круга офицеров наземных подразделений и частей основным правилам встречи и выпуска экипажей самолетов и вертолетов, соблюдения при этом мер безопасности.
 
Обращалось внимание на знание офицерами боевых возможностей авиации для наиболее рационального и тактически грамотного ее использования.
 
Опыт использования самолетов в охране границы показал, что широкое маневрирование силами и средствами наземных подразделений немыслимо без авиации. Внезапность действий — одна из главных особенностей пограничной службы. Борьба за выигрыш времени и захват инициативы при проведении поиска являлись важным фактором, влияющим на успех действий. Поэтому уделялось постоянное внимание повышению боеготовности экипажей, способности летного состава и наземных подразделений к быстрому воздействию на нарушителя.
 
Так, в начале 1946 г. в Финском заливе была обнаружена моторная лодка с неизвестными на борту. Экипаж самолета, высланный распоряжением начальника войск округа генерал-майора С. А. Банных, быстро настиг нарушителей и, снизившись, подал им сигнал вернуться к берегу. Нарушители открыли по самолету огонь из автоматов. Тогда, нажав на гашетку, стрелок-радист одной очередью отправил лодку вместе с бандитами на дно моря.
 
7 марта 1948 г. пограничный наряд во главе с капитаном Г. И. Бояриновым обнаружил следы, идущие в направлении сопредельного государства. Нарушители шли по льду на финских санях. Бояринов немедленно доложил обстановку на заставу. На поиск были посланы два экипажа самолетов По-2. Экипаж майора Я. П. Дзюбы, обнаружив двух нарушителей, уходивших за границу, сел на лед Финского залива и, высадив штурмана П. И. Половникова с пулеметом для преграждения пути нарушителям, вернулся за капитаном Бояриновым. Нарушители были задержаны и разоружены...
 
С поступлением на вооружение вертолетов возможности авиации по охране границы расширились. Командование поручало экипажам самолетов и вертолетов брать под постоянный контроль самые труднодоступные участки горных хребтов и перевалов, определять степень их проходимости в различное время года, доставлять пограничные наряды в эти районы.
 
На участке одной из застав границу перешел нарушитель и затаился в горном ущелье, покрытом почти непроходимыми зарослями. Для прочесывания местности требовалось немало сил и средств. Командование приняло решение использовать в поиске вертолет. Подполковник Дзнеладзе вылетел со своим экипажем — майором Н. Анашкиным, старшим лейтенантом С. Жидких и лейтенантом Г. Ткачевым. Авиаторы понимали, что обнаружить человека с воздуха в таких зарослях трудно. Искусно маневрируя над сложным рельефом местности, они периодически зависали над тем или иным местом и тщательно наблюдали. Вскоре неизвестный был замечен. Экипаж передал его координаты пограничному наряду и нарушителя задержали...


Но бывает, что нарушителя задерживает экипаж. Вот один из примеров. Экипаж в составе командира вертолета старшего лейтенанта Е. Кузьмина, старшего летчика-штурмана капитана Звягинцева, борттехника старшего лейтенанта В. Ошарова и бортмеханика рядового Ю. Волкова с рассветом был поднят по тревоге для поиска двух нарушителей границы. На борту находился пограничный наряд. Через час с небольшим экипаж возвратился. Нарушители были задержаны, причем задержание произвел борттехник В. Ошаров...
 
В послевоенные годы летчиками-пограничниками были спасены от неминуемой гибели на море, озерах, реках, в песках и непроходимой тайге сотни граждан из местного населения, а также большое количество материальных ценностей.
 
Почти неделю боролись 15 авиаторов-пограничников весной 1954 г. со стихией на Амударье. Летчики бомбили заторы льда, чтобы предотвратить разлив. В результате были спасены сотни тонн материалов, приготовленных для строительства Туркменского канала.


Несколько позже, уже в 1962 г., произошел такой случай. На причал эстонского колхоза не вернулась моторная лодка с тремя рыбаками. На поиск были задействованы моряки-пограничники, летчики ГВФ и авиации пограничных войск. Лишь спустя несколько дней летчику-пограничнику В. И. Урбасу удалось отыскать лодку, затертую во льдах северной части Рижского залива. Экипаж сообщил об этом на паром «Сипрус». Однако тот не мог пробиться в указанный район. На следующий день туда вылетели два экипажа вертолетов Ми-4 под командованием А. 3. Старостина и К. П. Соколова. Обнаружив рыбаков, Старостин пытался посадить вертолет, но отыскать подходящую площадку для посадки не удалось. Тогда командир принял решение принять людей с помощью веревочной лестницы. Спасенные были доставлены на аэродром...
 
Следует отметить, что поступление на вооружение вертолетов значительно увеличило возможности авиации погранвойск. Широкое признание у пограничников получили вертолеты Ми-4, в войсках широко известны имена вертолетчиков В. В. Зерина, В. М. Александрова, Б. С. Аксенова, Н. И. Ковякина, И. И. Стрельникова, Ю. Ф. Никольского, А. И. Тимофеева и многих других, которые сумели показать исключительные возможности вертолетов при охране границы. Вертолеты используются с самыми различными целями — для непосредственного участия в охране границы, для преодоления горных хребтов, топей и других препятствий, особенно в межсезонье.
 
При проведении пограничного поиска вертолеты зачастую использовались в качестве подвижных командных пунктов, что, кстати, применялось в послевоенные годы при борьбе с бандитизмом в западных и южных округах. Приняв на борт руководителя поиска с группой офицеров, а также средства связи и управления, пограничный вертолет помогал восстановить управление подразделениями и поисковыми группами, особенно при резком изменении обстановки в районе действий.
 
На счету вертолетчиков немало задержанных нарушителей. В мае 1959 г. на КСП Ашхабадского участка были обнаружены следы нарушителя в сторону границы. Вместе с наземными подразделениями в поиске участвовали два экипажа самолетов и три экипажа вертолетов Ми-4. Четыре дня продолжался поиск в горах Копет-Дага. Были обследованы все ущелья и тропы. Нарушителю так и не удалось уйти от преследования — он был задержан и доставлен в отряд...
 
В июне 1963 г. экипаж капитана Ю. А. Казина, выполняя плановый полет на разведку, получил команду по радио «Срочно следовать на заставу». Как выяснилось, два конных нарушителя перешли границу, один из них задержан, а другому удалось скрыться. Вылетев на поиск в указанный район, экипаж разыскал ушедшего нарушителя, задержал его и доставил в отряд...
 
В марте 1964 г. экипаж Ил-14 капитана А. А. Берегового при разведывательном полете обнаружил на льду Финского залива неизвестного, шедшего в сторону Финляндии, о чем немедленно доложил по радио в штаб пограничного отряда. Вылетев по тревоге, экипаж вертолета капитана В. А. Сысуева обнаружил следы, а затем и самого нарушителя. Летчик подобрал площадку и высадил пограничный наряд. Нарушитель, увидев вертолет, бросился бежать в сторону границы. Пограничникам трудно было его догнать, так как нарушитель бежал по гладкому льду в специальной обуви. Тогда Сысуев подлетел к нему вплотную, завис над ним и струей воздуха от несущего винта сбил нарушителя с ног. Экипаж произвел посадку, забрал нарушителя и поисковую группу на борт и доставил всех на пограничную заставу...
 
В одном из полетов на разведку прибрежных вод Каспийского моря экипаж вертолета Л. Я. Третьякова заметил на очередном галсе подозрительную точку. Она то появлялась, то исчезала за гребнями волн. Подлетев ближе, экипаж увидел пловца. Но почему он так далеко от берега? Купающиеся никогда так далеко не заплывают, да и на спине у него какой-то предмет. Об обнаруженном пловце было немедленно доложено по радио на пограничный корабль и заставу. Экипаж неотрывно следил за действиями пловца, стараясь не потерять его из виду. Через несколько минут от причала отошел вельбот с пограннарядом. Наведенный наряд задержал нарушителя границы, пытавшегося проникнуть из Ирана на нашу территорию...
 
За этими фактами — мужество и отвага молодых советских людей, посланцев многих республик, краев и областей нашей необъятной Родины, готовых по велению сердца и воинского долга служить делу охраны государственной границы.
 
Экипажам самолетов и вертолетов неоднократно приходилось оказывать помощь пограничным кораблям и нарядам, задерживать суда, нарушавшие советские территориальные воды.


4 марта 1965 г. экипаж самолета Ил-14 под командованием капитана А. В. Ефимова обнаружил, а затем помог ближайшему пограничному кораблю задержать японскую шхуну «Кидори Мару», водоизмещение которой составляло 1276 т, а команда насчитывала 85 человек...
 
Или еще один случай, свидетельствующий о высоком летном мастерстве и отваге авиаторов-пограничников.
 
В этот день события разворачивались стремительно. В пограничный отряд поступило сообщение о том, что двое нарушителей границы идут на быстроходном катере, способном развивать скорость до 30 узлов. Погода стояла штилевая, установленный на катере автомобильный двигатель исправно делал свое дело.
 
А в полумраке поста технического наблюдения пограничной заставы уже слышался голос оператора и планшетиста: «Вижу цель... пеленг... дистанция... направление... скорость».
 
Вскоре эти данные чутко уловили антенны пограничного сторожевого корабля, который патрулировал у кромки нейтральных вод. Еще несколько минут—и «щупальца» радиолокатора корабля обнаружили катер. Но решить исход поиска в этот раз предстояло авиаторам границы. С пограничным нарядом на борту в воздух ушла винтокрылая машина. Пилотировал ее военный летчик 2-го класса капитан А. В. Калюжный. Ему не раз приходилось летать на охрану границы и днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях.
 
Так и в этот день, вертолет А. В. Калюжного вышел в район цели и ходил галсами над районом поиска. Внизу до самого горизонта — ровное, спокойное море. Военный штурман 2-го класса капитан С. Ф. Арифулин быстро установил связь с пограничным кораблем, постом технического наблюдения. Вскоре по полученным данным машина точно вышла на цель. Экипаж снизился и прошел над катером. Как ни быстро шел катер, ему не соперничать с вертолетом. Знаками летчики дали понять нарушителям, чтобы они изменили курс движения, но те выполнять команду не торопились и даже увеличили скорость. Тогда капитан Калюжный решил: «Будем атаковать». Военный техник 2-го класса старший лейтенант Виктор Петрович Фесенко еще раз внимательно посмотрел на приборы, контролирующие работу двигателя, и согласно кивнул головой, мол, давай, командир, все в норме. Вертолет обогнал катер, развернулся, завис и, наклонившись вперед винтом, пошел ему навстречу. И тут вдруг катер заплясал на месте, натужно воя мотором. Вновь и вновь вертолет шел в «атаку». И на катере сдались, повернули туда, где Калюжный давно приметил зеленые фуражки пограничного наряда. Нарушители были задержаны...
 
Авиация способствует надежному взаимодействию не только между пограничными отрядами, морскими бригадами внутри пограничного округа, но и между округами. Так, при взаимодействии двух округов в 1962 г. экипажами Пионтковского, Попова и Валаева большая группа офицеров в течение нескольких часов была переброшена из Ашхабада в Алма-Ату.
 
Летчики спасли сотни больных и раненых пограничников, эвакуируя их с трудных и отдаленных участков. Никакая непогода не удержит летчика, если чьей-либо жизни угрожает опасность. Принцип «сам погибай, а товарища выручай» — закон жизни пилотов.
 
Так поступил и экипаж капитана Г. К. Цихони. Спасая раненого солдата на вертолете Ми-4, он трагически погиб при выполнении задания. Г. К. Цихоня и его боевой экипаж навсегда в памяти тех, кто с честью выполняет свой воинский долг.
 
Неоценим вклад в повышение боеготовности авиачастей инженерно-технического состава. В жару и стужу, на базовых аэродромах и в полевых условиях он безотказно готовит и ремонтирует авиационную технику и, несмотря на немалые трудности, обеспечивает постоянную готовность авиационного парка к вылетам.
 
Напряженны трудовые будни техников. В глубокую полночь покидают они стоянку, а чуть забрезжил рассвет — и уже снова слышен гул моторов: самолеты и вертолеты готовятся к очередному полету. А по окончании полета обычный вопрос летчику: «Ну, как машина?» И, как правило, обычный ответ: «Нормально».
 
В этой оценке для техника или механика высшая похвала его труда, искупающая все трудности и волнения. Сотни самолетов отремонтировано и восстановлено руками А. С. Романюка, отличного рационализатора, способного найти выход из самых трудных положений. Недаром летчики говорили: «Иди к Романюку, все сделает».
 
Мастерами «золотые руки» называли летчики своих надежных помощников П. С. Музыку, В. Я. Кричковского, П. В. Суслина, Я. М. Иксара, А. Н. Шмелева, В. Н. Петухова и многих других.


Жизнь требует, чтобы авиация пограничных войск пополнялась новыми современными самолетами и вертолетами, способными обеспечить выполнение заданий с малоразмерных грунтовых площадок, а также транспортными и другими самолетами, имеющими большие радиусы действия. Что касается личного состава авиационных частей, то он всегда готов принять на вооружение новую технику и освоить ее, не жалея для этого ни сил, ни времени, практическими делами способствуя совершенствованию охраны государственной границы СССР.
 
Таким образом, к концу 60-х годов авиация пограничных войск в результате постоянного совершенствования методов и способов выполнения задач стала одним из важнейших средств усиления границы. В эти годы уже трудно было представить охрану границы Дальнего Востока, Заполярья, горных и пустынных районов без участия экипажей самолетов и вертолетов.


Служба авиации на море стала основываться на всестороннем учете условий обстановки, тесном взаимодействии с постами наблюдения, с постами технического наблюдения, кораблями, пограничными заставами при непрерывном управлении действиями самолетов и вертолетов.
 
Большая протяженность морских границ СССР потребовала наличия и специальных морских самолетов, или самолетов-амфибий, которые смогли бы выполнять задачи по обнаружению нарушителей границы не только во взаимодействии с наземными подразделениями и пограничными кораблями, но при необходимости и самостоятельно. В связи с появлением на вооружении армий ядерного оружия самолеты и вертолеты стали вести радиационную разведку местности. Важным достоинством такого способа разведки является возможность передачи данных по радио непосредственно с борта самолета (вертолета), а также быстрое перенацеливание экипажа в нужный район.
 
Сложная авиационная техника, ее количественный рост настоятельно требовали улучшения штатной организации, слабым звеном которой являлись обслуживающие подразделения. Жизнь требовала приведения авиачастей погранвойск к единой системе, которая обеспечивала бы боевую готовность и всестороннюю служебную деятельность экипажей самолетов и вертолетов. 

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика