Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Авиация в охране границ. Часть 2

Авиация в охране границ. Часть 2

PDFПечатьE-mail

Участие Авиации погранвойск в войне с империалистической Японией
 
В период подготовки боевых действий по разгрому Квантунской армии авиация пограничных войск широко использовалась для разведки противника. Экипажи самолетов получали боевые задания по наблюдению за сопредельной территорией, выявлению скоплений и перегруппировки японских войск в пограничной полосе и строящихся оборонительных сооружений, фотографированию военных объектов, опорных пунктов и узлов сопротивления японских войск, дорог, участков местности в сопредельной пограничной полосе, оказывали помощь своим войскам по прокладке линий связи.

 

В апреле 1945 г. в Быково был сформирован специальный авиационный полк пограничных войск. Для выполнения специального задания правительства по обеспечению строительства линий связи в районе Чита — Даурия, Приморья и Сахалина полк был перебазирован в город Нерчинск.
 
В течение апреля и мая 1945 г. шла напряженная учеба и подготовка летного состава к полетам в сложных природных и метеорологических условиях. Предстояло строить линию связи по непроходимой бездорожной лесной тайге, через скалистые сопки, через места, где не ступала нога человека. В этих условиях полеты, особенно на самолетах По-2, были очень сложными. Выполнялись неоднократные рекогносцировочные полеты для изучения прохождения трассы строительства линии связи и выбора посадочных площадок в районе предстоящих работ.
 
Отрабатывались приемы и способы точного сбрасывания парашютных и беспарашютных грузов к объектам строительства.
 
Наряду с учебой летного состава командование, политаппарат и партийная организация провели большую организаторскую и разъяснительную работу среди личного состава полка. Все военнослужащие понимали важность и ответственность предстоящих работ.


Летный состав самоотверженно, с полным напряжением сил работал днем и ночью в любых условиях. Ежесуточно экипажи самолетов совершали от 3 до 8 вылетов с грузами. Сбрасывать грузы приходилось с двух или трех заходов.
 
В этих условиях авиаторы, не жалея сил, делали все возможное, а иногда и невозможное. Так, экипажу самолета в составе летчика Степанова и штурмана младшего лейтенанта Назарова было приказано доставить на трассу груз и сбросить его без парашюта. При сбрасывании груза бухта проволоки весом 90 кг концом подвесной системы зацепилась за ухват бомбодержателя и осталась висеть под плоскостью. Попытки летчика сбросить груз эволюциями самолета оказались безрезультатными. Создалось угрожающее полож?ние. Казалось, авария неизбежна. Тогда штурман Назаров, рискуя жизнью, вылез на плоскость самолета, обрезал зацепившийся конец подвесной системы, освободил самолет от груза, благополучно возвратился в кабину и занял свое место в машине. Экипаж успешно выполнил задание и без повреждений благополучно приземлился на своем аэродроме.
 
Самолеты полка при выполнении строительных работ совершили 2854 самолето-вылетов с общим налетом 4495 часов, перевезли 1 215 570 кг различных грузов. Только медной и железной проволоки было доставлено около 600 тыс. кг. Сброшено с парашютом 3318 и без парашюта 2197 единиц (объектов) груза. Покрыто расстояние 764 026 км.
 
В период с 25 мая по 31 июля 1945 г. в исключительно трудных климатических и метеорологических условиях правительственное задание по обеспечению строительства линии связи авиаторами полка было выполнено раньше установленного срока на 45 суток.
 
К началу войны с империалистической Японией столица нашей Родины Москва имела прямую связь с самыми отдаленными районами страны—Приморьем и Сахалином. За активное участие в строительстве линии связи, а затем в боевых операциях по борьбе с японскими империалистами многие летчики, штурманы, техники и механики полка были награждены орденами и медалями Советского Союза. Перебазировавшись впоследствии на Сахалин, авиаторы-пограничники встали на стражу рубежей Родины на Тихом океане.


Славный боевой путь прошел Нерчинский Краснознаменный отдельный авиационный полк НКВД, начало формированию которого было положено в январе 1932 г. в городе Алма-Ате. Тогда, в начале пути, у молодого летного состава, прибывавшего из авиашкол ГВФ, Осоавиахима и «Динамо», имелось еще немало недостатков и упущений, но годы тяжелого и упорного труда личного состава превратили часть в боевую единицу. В ноябре 1935 г. 15 самолетов Р-5 в честь 15-й годовщины Казахской ССР совершили длительный по тому времени перелет по маршруту Алма-Ата — Аягуз — Вахты — Зайсан — Семипалатинск — Аягуз — Алма-Ата протяженностью свыше 2 тыс. км. Перелет имел огромное значение. До этого времени население отдельных районов и населенных пунктов не видело самолетов. И вот в день 15-летия республики многие люди впервые своими глазами увидели одно из достижений социалистической Родины — свою, советскую авиацию.
 
Обладая уже немалым опытом полетов, авиационная часть в феврале 1942 г. перебазировалась из Алма-Аты в Нерчинск, покрыв расстояние 4 тыс. км. Длительный групповой полет над тайгой в условиях зимы еще больше закалил летчиков. На новом месте службы летный состав сразу же приступил к выполнению» заданий по охране границы, ;к разведке ближайших ее подступов. Командование пограничного отряда получало ценные данные. Нередко офицеры отряда лично вылетали на разведку приграничной полосы. К началу войны с Японией командование располагало необходимой информацией, обеспечившей впоследствии успешные боевые действия.
 
9 мая 1945 г. залпы победоносного салюта, произведенные в столице нашей Родины Москве, возвестили всему миру об окончании войны в Европе. Разгромленная и поверженная фашистская Германия была вынуждена подписать акт о безоговорочной капитуляции. Народы Европы получили долгожданный мир и приступили к залечиванию тяжких ран, нанесенных войной.
 
Разгром фашистской Германии не означал, однако, конца второй мировой войны: ее очаг, возникший на Дальнем Востоке еще в начале 30-х годов, продолжал полыхать в полную силу. Японский милитаризм, развязавший захватническую войну в этом районе земного шара, не собирался складывать оружие. Разгром фашистской Германии и ее сателлитов в Европе поставил Японию в положение международной изоляции, однако ее правящие круги не отказались от продолжения войны. Японское правительство отвергло требование правительства США, Великобритании и Китая, изложенные ими в июле 1945 г. в Потсдамской декларации о прекращении военных действий и безоговорочной капитуляции.
 
Японский милитаризм был не менее опасен, чем германский, и нужно было избавить Советскую страну от угрозы военного нападения.

Верный своим союзническим обязательствам, Советский Союз 9 августа 1945 г. вступил в войну с Японией.


В ночь на 9 августа передовые и разведывательные отряды трех фронтов перешли государственную границу и с разных направлений вступили на территорию Маньчжурии. Большую роль в успешном начале наступления фронтов сыграли части и соединения Забайкальского, Хабаровского и Приморского пограничных округов, оперативно подчиненных командующим фронтами.


Советское командование поставило перед пограничными войсками Дальнего Востока три задачи: уничтожить японские погранично-полицейские кордоны, обеспечить переправы частей Красной Армии через реки Амур и Уссури, охранять тыл действующей Красной Армии.
 
На авиацию пограничных войск возлагались разведка и уничтожение гарнизонов японских пограничных постов.
 
Специальные отряды 'пограничных войск первыми форсировали реки Аргунь, Амур и Уссури и внезапным ударом ликвидировали вражеские пограничные посты, пограничные полицейские отряды и гарнизоны отдельных опорных пунктов приграничных укрепрай-онов. Отважные пограничники, превосходно знавшие местность перед своими участками, были проводниками в подразделениях и частях полевых войск.


С рассветом авиационные части дальневосточных пограничных округов, приданные в оперативное подчинение действующим войскам, вели разведку и уничтожение гарнизонов японских пограничных постов.
 
Тихоокеанский флот ставил оборонительные минные заграждения и развертывал на позициях подводные лодки для нарушения коммуникаций противника в Японском море, а авиация и соединения торпедных катеров Тихоокеанского флота нанесли удары по японским кораблям, судам и другим объектам в портах Северной Кореи.
 
Фронтовая авиация Красной Армии нанесла бомбовые удары по железнодорожным узлам, станциям, аэродромам и колоннам войск противника в районах Хайлара, Харбина, Гирина, Мукдена, Чанчуня. Советские ВВС прикрывали главные группировки войск фронтов, срывали маневр резервами противника, поддерживали наземные войска при прорыве укрепленных районов и развитии наступления, нарушали управление войсками Квантунской армии, вели непрерывную разведку.


Утром границу начали переходить главные силы. Так началась Маньчжурская стратегическая наступательная операция советских войск па Дальнем Востоке.
 
В тот же день войска трех дальневосточных фронтов под командованием Маршала Советского Союза Василевского перешли в наступление и прорвали долговременную и глубокоэшелонированную оборону японцев на границах Маньчжурии.


Войска Забайкальского фронта, действовавшие под командованием Маршала Советского Союза Малиновского, в первый же день наступления штурмом овладели мощным Маньчжуро-Чжа-лайнарским укрепленным районом, прикрывавшим путь в глубь Маньчжурии, и освободили от японских захватчиков города Маньчжурия и Чжалайнар.
 
Войска 2-го Дальневосточного фронта, действовавшие под командованием генерала армии Пуркаева, прорвали долговременную оборону японцев в районе Хабаровска и освободили город Фуюань.
 
Сокрушительным ударом прорвали оборону противника войска 1-го Дальневосточного фронта, действовавшие под командованием Маршала Советского Союза Мерецкова.
 
Удары советских войск оказались для противника полной неожиданностью— меры по строгому соблюдению скрытности перегруппировок и сосредоточения сил дали свои результаты. С фронтов стали поступать сведения о том, что враг не в состоянии сдерживать натиск наступавших с многих направлений группировок, хотя и бросал в бой все наличные силы, не считаясь с потерями.
 
Дальнейшее наступление советских фронтов проходило в том же высоком темпе, хотя трудности непрерывно росли: сопротивление противника усиливалось, сложные географические условия вынуждали танковые и механизированные соединения наступать не широким фронтом, а только на изолированных направлениях. Это требовало значительного усиления каждого соединения для придания ему большей самостоятельности, что создавало немало дополнительных трудностей в обеспечении наступающих горючим и боеприпасами.


Большие трудности для преодоления представляли горные цепи Большого Хингана, покрытого густым лесом, бездорожье, заболоченность долин и распадков, но благодаря хорошей подготовке к трудному маршу через горные кряжи, налаженной взаимопомощи пехотинцев, танкистов, артиллеристов, саперов, самоотверженности экипажей боевых машин ударная группировка Забайкальского фронта в небывало короткий срок преодолела столь сложное препятствие и вырвалась на простор Маньчжурской равнины.


Стремительное наступление советских войск в Маньчжурии оказало большую помощь китайским войскам, облегчив тяжелое положение, в котором они оказались к лету 1945 г. Когда Квантунская группировка японцев начала откатываться под ударом советских войск, главнокомандующий китайскими войсками Чжу Дэ издал ряд приказов, предписывавших народным армиям немедленно перейти в наступление и развернуть совместные действия с советскими и монгольскими войсками против Японии в целях расширения территории освобожденных районов.
 
Активное участие в боевых действиях против японских самураев по боевой разведке, очищению от врага обширных районов территории Маньчжурии, расположенных между операционными направлениями, приняли 3-й и 8-й авиационные полки пограничных войск.
 
Авиационные части оказывали помощь наземным войскам в уничтожении наиболее крупных гарнизонов не только в приграничной полосе Маньчжурии, но и в глубоком тылу. Кроме того, самолеты авиации пограничных войск участвовали в розыске, преследовании и уничтожении отходящих с границы японских гарнизонов и скрывавшихся групп врага. При обнаружении отходящих групп противника авиаторы-пограничники наводили на них оперативно-войсковые подразделения наземных частей, бомбовыми ударами и пулеметным огнем срывали переправы противника через реки и задерживали его отход до подхода наших подразделений и частей.


Особенно большая боевая работа проводилась 3-м отдельным легкобомбардировочным авиационным полком.


За июль и начало августа 1945 г. (подготовительный период) самолеты 3-го отдельного легкобомбардировочного авиационного полка под командованием майора А. А. Шестова на участке Забайкальского округа пограничных войск произвели 214 вылетов (не нарушая границы). Особенно напряженными были 7 и 8 августа 1945 г. В эти дни по заданию командования 36-й армии самолеты полка совершили 36 вылетов в целях разведки противника на маньчжурском и хайларском направлениях. В результате было сделано более 30 фотосъемок вражеских объектов. К началу войны с Японией командование располагало необходимой информацией, обеспечившей впоследствии успешные боевые действия.
 
В дальнейшем этот полк в пределах Забайкальского фронта во взаимодействии с пограничными отрядами выполнял следующие боевые задачи: наносил удары по гарнизонам противника, расположенным вдоль границы; наносил бомбовые и штурмовые удары по гарнизонам врага, находящегося в тылу; преследовал и уничтожал отходящие разрозненные группы противника; производил разведку местности и районов сосредоточения противника; наводил свои наземные войска на врага; выполнял транспортные перевозки и другие оперативно-боевые задачи.


Авиаторы полка с 9 августа по 3 сентября 1945 г. выполнили 300 боевых вылетов на уничтожение противника, 64 вылета на поиск и штурмовые действия отступающих вражеских подразделений. Они преследовали противника вплоть до Хинганского перевала, разрушили переправу через реку Чан и 5 оборонительных сооружений, уничтожили свыше 200 солдат и офицеров и 30 подвод с грузами.


Самолетами было переброшено в район боевых действий 65 офицеров руководящего звена, эвакуировано 15 тяжело раненных пограничников, перевезено 6273 кг боеприпасов, продовольствия и других грузов.


Многие летчики полка в боях с японскими самураями проявили исключительное мужество, находчивость и героизм, умело и самоотверженно выполняли боевые задачи.
 
Так, опорный пункт японцев в городе Джурганхе оборонялся значительным гарнизоном. 10 августа пограничные части ночью форсировали реку Аргунь и приблизились к городу. Прицельный ружейно-пулеметный ого;:ь врага мешал продвижению пограничников вперед. Требовалось воздействие авиации. Перед рассветом 10 августа с оперативной посадочной площадки Нерзавод в воздух поднялись звено самолетов СБ в составе заместителя командира эскадрильи капитана Чепыга, лейтенантов Сорокина. Подгорнова и Горского и самолет По-2 (экипаж в составе летчика Ведербура, штурмана Савенкова) и взяли курс на Джурганхе. Этой операцией руководил начальник штаба полка майор Кравцов.


С рассветом самолеты СБ появились над целью. С высоты 800 м экипажи произвели бомбометание, а затем, снизившись до высоты 200 м, пулеметным огнем подавили огневые точки противника. Несмотря на ограниченную видимость и близость к цели наших подразделений, выложивших перед собой опознавательные полотнища, бомбы попали точно в цель. Авиаторы-пограничники своим ударом расчистили путь наземным подразделениям. Город Джурганхе был взят штурмом.
 
В этот же день экипаж самолета По-2 (летчик младший лейтенант Пашенов и штурман Сероштан) выполнял боевую задачу по уничтожению небольшого вражеского гарнизона. Прямым по-паданием бомб авиаторы подожгли здание. Распространившийся огонь вынудил японцев покинуть помещение, и они стали разбегаться. Заметив это, летчик Пашенов быстро посадил свой самолет и. сняв с него пулемет, открыл уничтожающий огонь по бегущим японцам. Покончив с отходящей группой противника, смелый, находчивый летчик ворвался в горящее здание, захватил секретные документы и благополучно вернулся на свой аэродром.
 
Активно действовала группа самолетов капитана Н. А. Семенченко. При низкой облачности и моросящем дожде она буквально над золой Амура приблизилась к городу Мохо и вышла на цель. Продолжая полет под самой кромкой облаков, наши самолеты нанесли неожиданный бомбовый удар по вражеским казармам и полицейскому управлению. Удар был столь внезапным, что, пролетая мимо казармы, авиаторы-пограничники увидели, как из окон одного из зданий размахивали белым флагом.
 
Отдельные группы и экипажи самолетов самостоятельно решали задачи по уничтожению кордонов, переправ противника на реке Ган, по преследованию и уничтожению отходящих разрозненных групп врага.
 
В период с 15 по 17 августа экипажи трех самолетов СБ и четырех По-2 уничтожили несколько группировок противника в районе Драгоценки, совместно с наземными пограничными частями сорвали две переправы японцев через реку Ган, в результате группировка японцев понесла тяжелые потери и была рассеяна, а мелкие группы противника преследовались и уничтожались самолетами до самого перевала Большой Хинган.


В тылу Маньчжурии, в районе Лочоу, Чилиндзы группа из четырех самолетов По-2 и одного Р-5 под командованием командира полка майора А. А. Шестова действовала по уничтожению японцев, отходивших в глубь маньчжурской территории.
 
За период боевых действий Нерчинский полк произвел 267 одиночных и групповых вылетов. Наиболее отличились летчики А. И. Пашенов, Б. 3. Бибиков, И. Я. Шубин, Б. И. Сорокин, В. М. Блинов, штурманы А. К. Сероштан, В. Ф. Журавлев, Ф. Д. Рыжков, Н. И. Савенков, В. А. Слесаренко, а также инженер А. Л. Полянский, техник П. С. Музыка и многие другие.
 
16 августа 1945 г. экипаж самолета По-2 в составе летчика лейтенанта Шубина и штурмана лейтенанта Рыжкова в труднейших метеорологических условиях (проливной дождь, сплошная низкая облачность, отсутствие ориентиров) выполнял задание главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке Маршала Советского Союза А. М. Василевского.


Прибыв на аэродром Тахтамыгда, летчик Шубин доложил маршалу о выполнении задания и маршруте своего полета, а также об условиях несения службы авиацией погранвойск в пределах Забайкалья. Маршал Василевский высоко оценил действия авиаторов-пограничников и в заключение сказал: «Передайте мою благодарность вашему командиру полка и всем летчикам-пограничникам за их боевую работу и способность летать в трудных метеорологических условиях над тайгой».


Большое количество летно-технического состава полка за героизм, проявленный в боях против японских самураев, удостоилось боевых орденов и медалей. Командир полка майор Шестов награжден двумя орденами Красного Знамени, заместитель командира полка по политической части майор Фролов и начальник штаба майор Кравцов — орденом Отечественной войны I степени.
 
За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1945 г. полк был награжден орденом Красного Знамени, а позднее переименован в 3-й ордена Красного Знамени авиационный полк.
 
В боях с японскими самураями отличился также 8-й отдельный авиационный полк под командованием подполковника Н. Е. Енина, начальник штаба капитан И. И. Куликов.
 
Одна группа самолетов находилась в оперативном подчинении начальника охраны тыла Дальневосточного флота, вела боевую разведку в целях выявления отходящих разрозненных групп противника. В результате успешно проведенной разведки было обнаружено пять групп японских солдат и офицеров в тылу наших наступающих войск в количестве 450 человек. Благодаря мерам, принятым командованием наземных войск, обнаруженные японские солдаты и офицеры были взяты в плен и разоружены.
 
В конце августа 1945 г. самолет, пилотируемый летчиком старшим лейтенантом И. П. Балябой, совершая разведывательный полет в трудных метеорологических условиях, произвел вынужденную посадку на Маньчжурской территории в районе городка Ченьжен. На борту самолета находился офицер штаба Хабаровского округа капитан Н. В. Шамшурин. Офицерам стало известно от местных жителей, что в тылу наших наступающих частей в районе городка остался небольшой вооруженный гарнизон японских войск. Они доложили об этом в штаб округа.
 
Командир полка подполковник Н. Е. Енин, находившийся на аэродроме Цзямусы, от начальника охраны тыла получил задание срочно вылететь в район Ченьжен и возглавить ликвидацию японского гарнизона. Подполковник Енин вместе с переводчиком лейтенантом Н. С. Ганом по прибытии к месту происшествия уточнил обстановку и осуществил дерзкий план. Объединив группу офицеров и несколько солдат-связистов, случайно оказавшихся здесь, он создал видимость окружения японского гарнизона большим подразделением советских войск и предложил «окруженным» сложить оружие.


Так было взято в плен более 240 японских солдат и офицеров.
 
За эту дерзкую операцию подполковник Н. Е. Енин был награжден орденом Отечественной войны I степени, а капитан Н. В. Шамшурин, старший лейтенант И. П. Баляба и лейтенант Н. С. Ган — орденом Красной Звезды.


Вторая группа самолетов выполняла оперативные задания начальника Сахалинского пограничного отряда по разведке укрепленных районов японских войск, пограничных и полицейских постов. Третья группа выполняла аналогичные задачи на участках других пограничных отрядов.
 
В период боевых действий 8-м авиационным полком произведено 264 самолето-вылета с общим налетом 576 часов. Из них на боевую разведку — 76 вылетов с налетом 240 часов, на штурмовые действия отходящих групп противника — 66 вылетов с налетом 120 часов, на переброску оперативного состава пограничных войск — 90 вылетов—120 часов, на перевозку военных грузов и эвакуацию раненых — 25 вылетов — 76 часов.
 
По окончании строительства линии связи авиаторы 7-го авиационного полка погранвойск принимали активное участие в войне с. Японией. Личный состав полка совместно с сухопутными войсками продвигался вперед, участвовал в форсировании гор Большого Хингана, в овладении городами Чанчунь, Мукден и др.
 
Авиаторы осуществляли переброски десантов, оперативных работников, производили разведку и обеспечивали боевые действия пограничных частей.
 
С самолета Ли-2 в районе города Харбин был сброшен парашютный десант в количестве 16 человек. Десантники в тылу врага провели большую разведывательную работу, имели несколько боевых столкновений с противником. Поставленная перед десантом задача была успешно выполнена.


За активное участие в строительстве линии связи, образцовое выполнение боевых заданий командования многие авиаторы 'полка (81 человек) были награждены боевыми орденами и медалями. Среди них И. Н. Мустыгин, М. В. Гамаюнов, Ф. Г. Апатенко, С. И. Кувшинов, А. С. Савиных и др.


В 1946 г. полку было вручено Боевое Красное знамя. Принимая знамя, личный состав полка поклялся и впредь оправдывать высокое доверие Родины.


После разгрома японских милитаристов личный состав полка, перебазировавшись на Сахалин, приступил к выполнению задач по охране государственной границы в районе Сахалина и Курильских островов.
 
14 августа японское военно-политическое руководство после длительных дебатов опубликовало рескрипт императора Хирохито о принятии Японией Потсдамской декларации и согласии на капитуляцию. Получив это сообщение, американские и английские войска прекратили военные действия против японцев на всех фронтах Тихоокеанского театра. Прекратились военные действия и на Китайском фронте.


Однако военные действия против советских войск японское командование продолжало. В течение 15 августа Квантунская группировка оказывала ожесточенное сопротивление, а на некоторых участках фронта японские части неоднократно переходили в контратаки. В связи с таким развитием событий Ставка приказала фронтам ускорить наступление на всех направлениях.
 
Начался второй этап Маньчжурской стратегической операции. И на этом этапе с 15 по 19 августа войска всех фронтов полностью выполнили поставленные перед ними задачи.

В ходе Маньчжурской стратегической операции, завершившейся разгромом Квантунской группировки, войска левого крыла Дальневосточного фронта (25-я армия) вступили на территорию Северной Кореи и во взаимодействии с Тихоокеанским флотом выполнили задачу по ее освобождению от японских колонизаторов.


Успех в Маньчжурии и Корее, достигнутый советскими войсками в первые дни боевых действий, позволил командованию 2-го Дальневосточного фронта начать Южно-Сахалинскую наступательную операцию. Она проводилась в период 11—25 августа частью сил 16-й армии и Северной Тихоокеанской флотилии.


Задача овладения южной частью Сахалина была возложена на 56-й стрелковый корпус этой армии, дислоцировавшийся на Северном Сахалине, а также на 113-ю стрелковую бригаду и батальон морской пехоты, оборонявший район Советской Гавани. Действия сухопутных войск обеспечивались 30 кораблями и катерами флотилии и поддерживались смешанной авиационной дивизией и морской авиацией, а также 2-й группой самолетов 8-го авиационного полка пограничных войск, находившейся в оперативном подчинении начальника Сахалинского пограничного отряда.


Выполняя задания по разведке укрепрайонов японских войск, пограничных и полицейских постов, авиаторы-пограничники вскрыли систему вражеской обороны, чем способствовали успешному разгрому японцев в этом районе.
 
Южно-Сахалинская операция началась в ночь на 11 августа ударами авиации Тихоокеанского флота по объектам Эсу Тору, Торо, Усиро и Котоне. Утром перешла в наступление 79-я стрелковая дивизия 56-го корпуса.
 
19 августа части 56-го корпуса вышли на оперативный простор и начали стремительное продвижение в южные районы Сахалина, чему значительно способствовали десанты, высаженные кораблями флотилии в Торо (16 августа), Маока (20 августа) и Отомари (25 августа). Бои повсеместно носили ожесточенный характер.


К полудню 25 августа боевые действия на острове закончились полной победой советских войск.


Важное место в завершении кампании советских войск на Дальнем Востоке имела Курильская десантная операция войск 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота, проводившаяся с 18 августа по 1 сентября 1945 г.


К участию в операции привлекались силы Камчатского оборонительного района в составе двух стрелковых и одного артиллерийского полков, истребительный противотанковый дивизион, батальон морской пехоты, 128-я смешанная авиадивизия, 61-й пограничный отряд и 2-й легкобомбардировочный авиационный полк пограничных войск под командованием подполковника В. А. Балясникова.


С началом войны с Японией этот полк был передан в оперативное подчинение командира Петропавловской военно-морской базы и командира авиационной дивизии ВВС Тихоокеанского флота и выполнял их боевые задания: производил ближнюю и дальнюю разведку подходов к военно-морской базе в радиусе 60—100 миль в целях своевременного обнаружения кораблей и других плавсредств противника, разведку островов Шумшу, Онекотан. Шиашкотан, Матуа, Симушир, Уруп, Парамушир, аэрофотосъемку вражеских объектов, эскортировал корабли, вел противолодочную разведку по курсу десанта отряда от мыса Поворотный до мыса Сиамо, производил бомбардировку военных транспортов противника, находившихся на западном побережье Камчатки, и военных объектов, расположенных на о. Шумшу; транспортировал военнослужащих и выполнял задачи связи в направлениях Петропавловск— о. Шумшу (после его захвата), Петропавловск — Соболево, Петропавловск — Усть-Большерецк.


Уже 9 августа экипаж самолета в составе командира старшего лейтенанта Ларионова, штурмана младшего лейтенанта Угрюмова и стрелка-радиста Сурнина, выполняя боевую задачу, двумя прямыми попаданиями бомб потопил транспорт «Касадо-Мару» водоизмещением 10 800 т. За успешное выполнение этого задания старший лейтенант Ларионов и младший лейтенант Угрюмов были награждены орденом Красной Звезды, стрелок-радист Сурнин — медалью «За боевые заслуги».


Основным содержанием Курильской десантной операции была борьба за самый северный остров Курильской гряды — Шумшу. Операция велась в условиях превосходства в силах и средствах на стороне противника.
 
Сильные гарнизоны врага были на о. Парамушир и других ближайших островах. Всего же на Курильских островах японцы держали более 80 тыс. солдат и офицеров.
 
Инженерные сооружения на о. Шумшу составляли единый комплекс укреплений.


Все побережье, доступное для высадки десантов, прикрывалось дотами, дзотами и артиллерийскими позициями, связанными подземными ходами сообщений и траншеями. Подземные ходы представляли собой целые галереи и служили не только для маневра силами и средствами, в них были оборудованы склады, госпитали, электрические и телефонные станции, а также другие объекты.
 
Замысел Курильской операции состоял в том, чтобы внезапной высадкой морского десанта на основной опорный пункт Курильских островов — Шумшу нанести главный удар в направлении военно-морской базы японцев Катаоки, овладеть островом и, используя его в качестве плацдарма, очистить от противника все острова, расположенные южнее.


При высадке передового отряда десанта утром 18 августа удалось обеспечить полную внезапность. После ожесточенной схватки господствующие высоты к исходу дня были взяты. Ожесточенные бои на о. Шумшу продолжались до 20 августа. К исходу 23 августа на Шумшу сложили оружие свыше 12 тыс. японских солдат и офицеров. До конца августа были заняты и другие острова Курильской гряды.


1 сентября был высажен последний десант на о. Кунашир. Решительные действия советского десанта оказались для японского командования полной неожиданностью, в результате чего были сорваны планы противника по эвакуации гарнизонов и вывозу материальных ценностей с Курильских островов.
 
За период боевых действий самолеты 2-го авиационного полка совершили 108 боевых вылетов, осуществляли воздушную и аэрофоторазведку, наносили бомбовые удары по укрепленным районам противника, перевезли более 160 человек с вооружением, 7650 кг различных военных грузов. Личный состав полка показал высокие моральные качества, мужество, отвагу и высокую боевую выучку.


Несмотря на сложные метеорологические условия и напряженную боевую работу, в части не было ни одного случая летных происшествий. Большая группа офицеров, сержантов и рядовых полка была награждена орденами и медалями. Командир полка В. А. Балясников удостоился ордена Красного Знамени.
 
Успешно справились со своими задачами подразделения и части авиации пограничных войск в период боевых действий против японских самураев. Они вели разведку подступов к базам противника, бомбометание опорных пунктов врага, выброску парашютных десантов, участвовали в операциях совместно с бомбардировочной авиацией Тихоокеанского флота.


Самолеты авиации пограничных войск использовались для связи штабов пограничных частей с разведывательно-поисковыми и оперативно-войсковыми подразделениями, для переброски офицерского состава и мелких подразделений в районы боевых действий, снабжения пограничников, действовавших в большом отрыве от своих баз, боеприпасами, продовольствием, а также эвакуации тяжелораненых и больных.
 
За время боевых действий войск трех Дальневосточных фронтов экипажи авиации пограничных войск произвели 531 боевой самолето-вылет, при этом общий налет составил 1017 часов, в том числе на боевую разведку и штурмовые действия 355 самолето-вылетов.
 
В боях с японскими милитаристами особо отличились подполковники Н. Е. Енин, И. Н. Мустыгин, А. В. Балясников, майоры Кравцов и А. А. Шестов, капитан Куликов, старший лейтенант И. М. Барановский и многие другие.
 
За образцовое выполнение заданий командования в боях с японскими войсками и проявленные при этом доблесть и мужество многие солдаты, сержанты и офицеры удостоились орденов и медалей, 12 пограничных частей, в том числе 8-й отдельный авиационный полк, награждены орденами СССР.
 
Высокая оценка героического вклада авиаторов-пограничников в разгром немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов, в выполнение других специальных заданий явилась мобилизующим фактором дальнейшего повышения качества боевой подготовки и службы по охране государственной границы. 

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика