Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Авиация в охране границ. Часть 1

Авиация в охране границ. Часть 1

PDFПечатьE-mail

В тяжелых испытаниях Великой Отечественной Войне
 
22 июня 1941 г. авиационные части, дислоцированные на западной границе, как и все сухопутные и морские части пограничных войск, подверглись внезапному нападению фашистских войск.

 

 

Личный состав 10-й и 11-й авиаэскадрилий, 7-й морской авиаэскадрильи и 6-й отдельной авиаэскадрильи с первых же дней войны сражался бок о бок с частями ВВС Красной Армии и Морских Сил, неизменно проявлял высокое летное мастерство. Навыки, полученные в процессе боевой подготовки в мирное время, особенно пригодились летному составу в военное время. Бомбометание с различных высот, воздушная стрельба из пулеметов по конусу и по мишеням на земле и т. д. — эти элементы, хотя и не требовались непосредственно для охраны границы, тщательно отрабатывались личным составом. Как оказалось, такой метод подготовки летчиков-пограничников был оправдан.
 
Авиаторы-пограничники с первых часов начавшейся войны в чрезвычайно сложных условиях приняли неравный бой. Внезапное нападение фашистской авиации на наши аэродромы поставило авиационные части западных округов погранвойск в очень трудные условия. К тому же немецкая авиация располагала новейшей авиационной техникой, ее самолеты отличались высокими скоростями и мощным вооружением.
 
Одной из первых вступила в бой 10-я эскадрилья. Ее личный состав по тревоге прибыл на аэродром «Каролина» и успел поднять в воздух самолеты Р-10, которые вступили в бой с фашистскими стервятниками, бомбившими город Гродно. Но силы были слишком неравные. Хорошо вооруженные истребители противника Ме-109 сбили три наших самолета. В этом коротком ожесточенном бою утром 22 июня пали смертью храбрых летчики-пограничники старшие лейтенанты П. Р. Пашинин, С. К Фадеев, В. Г. Красовский, не вернулись с боевого задания лейтенанты А. А. Астахов и В. Г. Пыжов.
 
Аэродром 10-й авиаэскадрильи подвергся жестокой бомбардировке. Не успевшие взлететь самолеты были уничтожены на земле. Оставшиеся в живых авиаторы-пограничники этой эскадрильи продолжали впоследствии боевые действия в частях ВВС Красной Армии, а те, кто сумел пробиться из окружения, возвратились в авиабригаду в Быково.


Жена летчика-пограничника, сотрудница Гродненского горкома партии Ксения Павловна Карпунина с риском для жизни вывезла из горящего города документы горкома и доставила их в ЦК ВКП (б). Во время войны она была комиссаром, а затем замполитом авиационной эскадрильи полка, которым командовала полковник М. М. Раскова.
 
Славно дрались в небе Прибалтики летчики 11-й отдельной авиационной эскадрильи под командованием опытного чекиста-пограничника майора Н. Н. Петрова. Базируясь на о. Сааремаа (Эзель), эскадрилья охраняла границу по побережью от о. Пранг-ли, что севернее Таллинна, на юг до Паланги. В первые дни войны самолеты СБ этой эскадрильи вели разведку прибрежных вод, прикрывали с воздуха подступы к островам Сааремаа и Даго.
 
22 июня звено самолетов под командованием капитана Самохина и штурмана Козелькова провело бомбардировку колонны противника в районе населенного пункта Руцава, где вела оборонительные бои комендатура 12-го Либавского пограничного отряда.
 
В результате бомбежки фашисты были рассеяны и понесли значительные потери в живой силе и технике. Неоднократно экипажи самолетов капитана Самохина, старших лейтенантов Липницкого, Любчича и других вступали в бой с вражескими истребителями и наносили бомбовые удары по колоннам фашистских войск На пятый день войны эскадрилья в полном составе успешно провела штурмовку механизированной колонны врагов в районе Даугавпилса. В результате было уничтожено много техники и живой силы противника.
 
7 июля шестерка самолетов, ведомая майором Петровым и старшим лейтенантом Козельковым, внезапно обрушилась на моторизованную колонну фашистов, переправлявшуюся через Западную Двину. Бомбы падали прямо в цель. Противник был рассеян и понес значительные потери в технике и живой силе.
 
В первых боях при обороне границы 11-я авиаэскадрильяг тесно взаимодействуя с пограничными подразделениями, произвела 75 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск и сама понесла большие потери — слишком неравные были силы. Летный состав эскадрильи проявил в этих ожесточенных боях за Родину большое упорство, смелость, мужество и героизм.
Отличными бойцами показали себя летчики-пограничники Самохин, Анчук, Королев, штурман эскадрильи старший лейтенант Козельков и др.
 
В начале июля 1941 г. 11-я эскадрилья была передана в состав 4-й смешанной авиационной дивизии ВВС фронта, морское звено вошло в состав Балтийского флота, а затем было передано в распоряжение разведывательного отдела 7-й армии Северного фронта.
 
Тогда же 6-я авиаэскадрилья, базировавшаяся в Крыму, со всем личным составом и материальной частью перешла в морскую авиацию Черноморского флота. Она влилась в 63-ю авиабригаду ВВС Черноморского флота. 7-я отдельная морская авиаэскадрилья была передана в 82-й отдельный авиационный полк ВВС Черноморского флота.
 
Отдельные гидроавиазвенья, расположенные в Архангельске и в Новой Ладоге, также влились в части Воздушных Сил Красной Армии и в их составе вели боевые действия до конца войны.
 
Таким образом, все авиачасти пограничных войск на Севере, западной границе и на Черном море с первых дней войны вошли в состав действующей армии.
 
Много славных, незабываемых страниц вписали авиаторы-пограничники в историю пограничных войск на фронтах Великой Отечественной войны. Они охраняли небо Москвы, дрались на Севере, на Балтике, на Черном море. Из числа авиаторов-пограничников выросло много мастеров летного дела, которые стали гордостью пограничной авиации *.
 
Особенно отличились в борьбе с фашистскими захватчиками /воспитанники авиационного отделения Харьковской пограничной школы имени Ф. Э. Дзержинского. В их числе дважды Герой Советского Союза гвардии майор В. М. Голубев. Его имя не раз называлось на страницах печати рядом с именами прославленных асов А. Покрышкина, И. Кожедуба. Более трехсот раз летал он на выполнение боевых заданий. На его счету сотни уничтоженных танков, автомашин, десятки самолетов.
 
Высокой правительственной наградой отмечен Герой Советского Союза генерал-майор авиации Л. А. Говорухин, участник боев под Сталинградом. Во главе группы штурмовиков он громил окруженные здесь группировки вражеских войск, скопления фашистских группировок под Нижне-Чирской и в районе Котельникова, активно участвовал в освобождении Украины в составе 1-го Украинского фронта, штурмовал скопления живой силы и боевой техники врага под Киевом и Корсунь-Шевченковским, в районе Житомира и Коростеня. На самые трудные и опасные задания Лев Алексеевич лично водил' группу штурмовиков. Всего за годы войны Л. А. Говорухин сделал 198 успешных боевых вылетов, последний из которых был совершен 8 мая 1945 г. в районе чешского города Оломоуц. После войны Л. А. Говорухин командовал авиационной дивизией.
 
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленный при этом героизм звание Героя Советского Союза было присвоено А. Д. Рыхлову и штурману звена эскадрильи Г. В. Писареву.
 
214 боевых вылетов сделал А. Д. Рыхлов за годы войны. Потопил 5 транспортных, 5 быстроходных десантных барж, взорвал склад с боеприпасами, торпедировал миноносец в базе и сбил два самолета противника. 25 раз летал в тыл врага, а это значит — 50 раз через линию фронта, и каждый раз приходилось прорываться сквозь губительный огонь зенитной артиллерии. Многократно садился на посадочные площадки, сооруженные партизанами, и доставлял им необходимые грузы. За годы войны А. Д. Рыхлов был трижды ранен и трижды, едва превозмогая невыносимую боль, тянул самолет до своего аэродрома, спасая экипаж и машину.
 
Дважды совершил таран немецких самолетов Герой Советского Союза командир эскадрильи гвардии капитан И. И. Мещеряков.


Звание Героя Советского Союза было присвоено за личную храбрость и умелое руководство боевыми действиями части в борьбе с вражеской авиацией, а также сбитые лично 15 и в групповых боях 16 самолетов противника командиру 508-го истребительного авиационного полка 205-й истребительной авиационной дивизии майору Делегею Николаю Куприяновичу.
 
Героем Советского Союза стал воспитанник пограничных войск легендарный летчик Алексей Петрович Маресьев, самолет которого 4 апреля 1942 г. в воздушном бою в районе демянского плацдарма (Новгородская область) был подбит и упал в лес в тылу врага. Раненный, с обмороженными ногами, голодный, 18 суток пробирался Алексей Петрович к своим. После ампутации голеней обеих ног Маресьев, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 г. вновь вернулся в строй.


Двадцать два самолета сбил А. И. Володин — Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.


Анатолий Иванович Володин участвовал в боях на Закавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Закончил войну заместителем командира эскадрильи. В декабре 1947 г. он был призван в кадры погранвойск. Начав летать рядовым летчиком на самолете По-2, он через 15 лет стал руководителем пограничной авиации. И в том, что сейчас крылатые пограничники летают на самой современной, высокоманевренной и всепогодной технике, есть большой личный вклад Героя Советского Союза генерала А. И. Володина.


Бывший командир звена 4-й эскадрильи погранвойск, впоследствии летчик-испытатель МАП, Ю. А. Добровольский Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1956 г. за исключительные заслуги перед государством в деле испытания новых самолетов и проявленные при этом героизм, выдержку и мастерство был удостоен звания Героя Советского Союза.


В авиационных частях ВВС воевало много умелых, храбрых летчиков-пограничников, таких, как майор Аккуратов, награжденный четырьмя боевыми орденами, полковник А. В. .Горечкин, также удостоенный многих боевых орденов, штурманы — воспитанники авиационного отделения Харьковской пограншколы А. X. Тищенко, В. А. Яблонский. Двадцать фашистских стервятников уничтожил в боях отважный летчик-пограничник К. Боков.
 
Отважно сражались с врагом в тяжелом 1941 году летчики-пограничники Белобородое, Поправка, Ножкин, Янычев, штурманы Тульский, Сумароков, Коваленко, Волочаев, Павлов, Медведев, стрелки-радисты Коновалов, Перепелкин, Борисов, Сигаев. Нельзя не отметить пограничника стрелка-радиста Константинова, который за время войны сделал более 400 боевых вылетов и имел наибольшее число вылетов среди всех радистов ВВС Черноморского флота. Он награжден тремя боевыми орденами


Спустя много лет после войны в августе 1963 г. в районе пос. Мотке Суоярвского района Карельской области местными жителями были обнаружены обломки двух советских самолетов. Из-под обломков были извлечены останки восьми летчиков, оружие и личные документы.
 
Из обнаруженных документов и других источников стало известно, что 29 июля 1941 г., выполняя боевое задание командования ВВС Карельского фронта по выброске десанта на финскую территорию, погибли смертью храбрых экипажи двух самолетов 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск в составе: заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Старостина Василия Петровича, старшего летчика морского звена старшего лейтенанта Федоренко Николая Устиновича, летчика морского звена старшего лейтенанта Савченко Григория Александровича, борттехника воентехника 1 ранга Ребизова Ивана Степановича, борттехника младшего воентехника Ярица Михаила Никифоровича, стрелка-бомбардира морского звена младшего сержанта Кузнецова Ивана Яковлевича. Были обнаружены останки и двух десантников, летевших для выброски в тыл противника. Останки погибших летчиков и десантников были похоронены с воинскими почестями в пос. Мотке...
 
Массовый героизм проявили авиаторы-пограничники московских полков погранвойск, базировавшихся в Быково.


В связи с создавшейся сложной обстановкой и приближением немецко-фашистских войск к столице нашей Родины Москве в сентябре 1941 г. был сформирован 1-й истребительный авиационный полк пограничных войск. Командиром полка был назначен майор В. В. Емельянов — депутат Верховного Совета Казахской ССР, военкомом — батальонный комиссар Л. П. Азаров, начальником штаба — капитан Г. Г. Софии, старшим инженером — инженер-капитан Е. К. Шеверга. На вооружении полка были высотные истребители МиГ-3.


Формирование полка закончилось в сентябре. Он вошел в оперативное подчинение 6-го авиационного корпуса, который прикрывал Москву от воздушных налетов противника. Штаб корпуса выделил полку для охраны с воздуха сектор Москва, Кашира, Коломна. В этом секторе и патрулировали истребители полка. Он вел также боевую работу по прикрытию железнодорожных перевозок, своих войск Западного фронта, участков шоссейных дорог и выполнял другие боевые задачи. Осенью и в начале зимы 1941 г. полк нес боевую охрану ближайших подступов к Москве в своем секторе, в котором находилась каширская электростанция, дающая электроэнергию столице.


К осени 1941 г. аэродром Быково стал прифронтовым На его территории построили землянки, щели-убежища. Под землей был оборудован командный пункт, имеющий прямую телефонную связь с оперативной группой Главного управления погранвойск и с 6-м авиационным корпусом. На границе аэродрома и вблизи него были оборудованы зенитные пулеметные точки и установки со снарядами РС для защиты аэродрома от нападения с воздуха. На летном поле аэродрома всегда дежурило звено самолетов в готовности номер один (летчик сидит в кабине и ждет сигнала на вылет). Другое звено патрулировало в указанной зоне. Остальные самолеты также находились в состоянии боевой готовности к вылету. Летно-технический состав был рядом, в землянках. Аэродром работал круглые сутки, не замирая ни на минуту. Одни прилетали с патрулирования, дозаправлялись горючим, боеприпасами и ждали очереди на вылет, другие взлетали, уходя на боевое задание.
 
В дни решающей битвы за Москву летчики полка совершили немало боевых вылетов на прикрытие наших войск и отражение налетов вражеской авиации на город. Пример высокого мастерства по отражению вражеской авиации показал командир этого полка майор Емельянов авиаторы-пограничники во главе со своим командиром не допустили ни одного случая налета врага на охраняемые объекты. Среди лучших летчиков полка были капитаны Жук, Тавгень, старшие лейтенанты Беляев, Кухтин, Магдалин, Судаков, Бычков, лейтенанты Шмигель, Старченко и др.
 
Обстановку тех дней в какой-то мере воссоздают оперативные сводки полка. Вот сводка за 10 октября 1941 г.: «В 8.45 экипажи старшего лейтенанта Магдалина и старшего лейтенанта Судакова в районе 10 км западнее ж.-д. станции Запутня, на высоте 1300 м обнаружили самолет Ю-88, пикировавший на железнодорожный эшелон. Противник отогнан от объекта атаки, но не сбит, так как ушел в облака». А за 7 декабря 1941 г. в боевом журнале полка такая запись: «В 13.20 в районе Верхне-Мячиково за облаками, на высоте 2500—3000 м в упорном воздушном бою с самолетами противника... погиб командир 2-й эскадрильи капитан Беляев. Полк потерял одного из лучших своих летчиков. Потерян был самолет МиГ-3».


Когда немецкие войска были отброшены от Москвы, полк прикрывал наши наступавшие части в направлении Москва, Наро-Фоминск, Малоярославец и далее, а потом прикрывал железнодорожные участки Наро-Фоминск — Балабаново — Малоярославец.


Фашистские стервятники всячески старались вывести из строя аэродром Быково. При налете на аэродром они применяли своеобразную тактику: внезапно нападали из облаков, как правило, самолетами-одиночками. Выйдет из облаков такой самолет, сбросит бомбу и сразу же уходит опять в облака, второго захода не делает. При этом взять на прицел вражеский самолет было довольно трудно. Первый такой налет на аэродром был сделан днем 3 августа 1941 г. Немецкий самолет Хе-111 выскочил из облака и сбросил зажигательные бомбы на стоянку истребителей, но бомбы упали в стороне от самолетов, не причинив им вреда. «Зажигалки» быстро потушили.
 
В дни, когда шла решающая битва за Москву, полк тоже внес свой вклад в разгром врага,летчики совершили немало боевых полетов. Так, например, на 16 декабря командир 6-го авиационного корпуса поставил полку задачу: «Прикрыть с воздуха наши наступающие части в районе Наро-Фоминск, Коломенское». Потом к этим названиям добавились Балабаново, Боровск. Полк прикрывал также от налетов фашистских стервятников Малоярославец, Обнинск, Белоусово.


Со дня формирования полка и до декабря 1941 г. им командовал В. В. Емельянов. После его гибели полк возглавляли Б. И. Жук и затем К. М. Шишков. При передаче полка в 6-й авиационный корпус ПВО Красной Армии командиром был утвержден Б. И. Жук. Передача происходила в начале 1943 г. Полк стал именоваться 11-м истребительным авиационным полком 6-го ист-ребительно-авиационного корпуса ПВО.
 
Для характеристики боевых качеств полка небезынтересно привести выдержку из акта передачи и приема полка: «1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД с 1 декабря 1941 г. находился в оперативном подчинении 6-го авиационного корпуса и выполнял наравне с другими авиачастями боевые задачи по обороне столицы. Личный состав полка хорошо освоил особенности работы в условиях ПВО г. Москвы и изучил районы боевых действий. В полку отработаны вопросы наведения наших истребителей на самолеты противника и отражения массовых налетов».
 
Под руководством полкового комиссара С. С. Крышана в частях и подразделениях гарнизона развернулась в те дни работа по мобилизации всего личного состава на выполнение задач по прикрытию объектов в выделенном секторе, на обеспечение полетов в тыл противника для связи с партизанами, а также полетов по специальным заданиям командования. Особое внимание уделялось сплачиванию личного состава частей и подразделений гарнизона и служб штабов.
 
С. С. Крышан вложил много сил и энергии в дело воспитания личного состава. Постоянно бывая в частях и общаясь с летным составом, он проводил большую работу по мобилизации личного состава на лучшее выполнение своего воинского долга, заботился о росте партийных рядов, укреплении дисциплины и организованности, большое внимание уделял бригадной газете «Летчик-чекист» и много помогал редакции газеты в ее работе по идейно-политическому воспитанию личного состава авиабригады. Проводились беседы о мужестве частей и подразделений, обороняющих столицу нашей Родины Москву.


Помощник командира авиабригады Д. П. Филатов с большим умением и высокой оперативностью решал все вопросы тылового обеспечения частей гарнизона, строительства и ремонта аэродрома.
 
Штаб 1-го истребительного полка отрабатывал вопросы взаимодействия между частями 6-го авиационного корпуса, службой наведения и оповещения ПВО Московского округа, а также вопросы управления и организации всех видов связи. Он был полностью обеспечен переговорными таблицами, кодовыми и радио-данными.
 
Инженерно-технический состав авиабригады и окружных ремонтных мастерских под руководством Д. П. Филатова и майора инженерно-технической службы М. С. Красильникова ускорил темпы ремонта самолетов и моторов.


Много потрудился технический состав частей авиагарнизона Быково — специалисты ремонтных мастерских и служб связи, личный состав батальона аэродромного обслуживания, которые в зимние суровые, морозные дни готовили машины к полетам, содержали аэродром в постоянной готовности, своевременно подвозили горючее и боеприпасы, ремонтировали неисправные самолеты и моторы.
 
Много творческого труда вложили в обеспечение успеха в боевой работе авиационных частей гарнизона офицеры отделов я служб штаба авиабригады под руководством начальника штаба подполковника А. И. Зиновьева, а затем полковника А. М. Вей-дерпаса. Круглыми сутками работали офицеры штаба майор П. М. Грибук, майор И. Н. Мустыгин и др. Отличился большой трудоспособностью флаг-штурман авиабригады майор М. П. Бонов, который весь свой богатый опыт самолетовождения передавал летному составу.


Начальник службы связи майор Гаевой, его помощник старший лейтенант Циммерман и другие в самых сложных условиях обеспечивали надежную связь с экипажами самолетов.
 
Возглавлявший инженерную службу полковник-инженер авиационной службы Н. М. Сергеев со своими офицерами службы успешно решал задачу содержания самолетного парка в полной боевой готовности.


Медицинская служба, возглавляемая подполковником медицинской службы Карон, добилась высокого процента возвращения в строй личного состава, проходившего лечение после различных травм, простудных заболеваний или переутомления.
 
В начале 1942 г. на базе транспортного авиационного отряда авиационной бригады была создана отдельная транспортная авиационная эскадрилья. Командиром ее стал капитан А. П. Бабанов, начальником штаба — капитан А. В. Завьялов, инженером авиаэскадрильи — военинженер 3 ранга А. П. Васягин. Эскадрилью укомплектовали самолетами Ли-2, СБ, ПР-5 и Р-5. В конце года авиаэскадрилья была развернута в авиационный транспортный полк. После ухода 1-го истребительного авиационного полка в Красную Армию транспортный авиационный полк был переименован в 1-й отдельный авиационный полк пограничных войск НКВД. Командиром полка был назначен полковник В. А. Сычев, начальником штаба — майор В. Я. Куцемелов, старшим инженером — инженер-капитан Е. К. Шеверга.


Авиаторы 1-го авиационного полка с момента формирования и до конца войны выполняли важные оперативные и боевые задания командования по обеспечению боевых действий наших войск. Летчики полка осуществляли связь центра со штабами фронтов, партизанских соединений и отрядов. Самолеты полка доставляли народным мстителям вооружение и боеприпасы, обмундирование и продукты питания, обеспечивали медикаментами, вывозили больных и раненых партизан на Большую землю.


Отличную летную выучку продемонстрировал экипаж самолета Р-5 в составе майоров А. Я.. Яковлева и В. Я. Куцемелова при выполнении полета в глубокий тыл врага. При полете через линию фронта экипаж Яковлева был атакован немецким истребителем «мессершмитт». Пять раз бросался в атаку немецкий летчик, но экипаж самолета Р-5, открыв по врагу огонь из пулеметов, благополучно ушел от поражения. Произведя посадку ночью на партизанском аэродроме, летчики передали боеприпасы, продовольствие и почту. Приняв на борт тяжело раненного ответственного работника НКВД, экипаж благополучно доставил его в Москву на аэродром Быково. За успешное выполнение специального боевого задания А. Я. Яковлев и В. Я. Куцемелов были награждены орденом Красной Звезды. Награду им вручил здесь же на аэродроме командир отдельной мотострелковой бригады особого назначения полковник М. Ф. Орлов.


1-й авиационный полк пограничных войск выполнял много специальных заданий командования по связи с приграничными округами и прифронтовыми городами, в том числе с осажденным Ленинградом, производил переброски оперативного состава Главного управления пограничных войск и центрального аппарата комиссариата.


Фашистское командование понимало значение доставки грузов в осажденный Ленинград советскими самолетами и принимало меры к недопущению этих перевозок, но, как правило, безуспешно.


Так, 27 июля 1943 г. экипаж самолета Ли-2 в составе А. Н. Герасименко, И. Л. Кононенко, Б. Г. Нежнова и В. Е. Стрижака, доставляя груз в Ленинград, умело ушел от 6 вражеских истребителей и благополучно приземлился в осажденном городе. Обратным рейсом летчики вывезли из Ленинграда большую группу раненых, женщин и детей.


Отважные летчики полка Яковлев, Камышев, Тверезый, штурман Куцемелов и другие многократно выполняли смелые, решительные полеты в тыл врага.
 
С конца января и по июнь 1942 г. инспектор-летчик по технике пилотирования авиабригады капитан Рогозкин регулярно поддерживал связь с командующим 39-й армии генералом И. И. Масленниковым. Связь не прерывалась и в те дни, когда 39-я армия оказалась в окружении.


Летчик старший лейтенант Камышев на самолете Р-5 неоднократно выполнял полеты ночью в тыл врага, доставляя партизанам боеприпасы, медикаменты, почту. Однажды при посадке на партизанском аэродроме самолет в конце пробега ударился о дерево правым нижним крылом и повредил его. Летчик не растерялся. С помощью партизан он укрепил лонжерон крыла срубленной тут же березой и благополучно возвратился на свой аэродром.
 
В боях под Москвой отличился летчик-пограничник старший лейтенант Ф. С. Тарасов. Будучи заместителем командира 2-й авиационной эскадрильи 426-го истребительного полка, он сбил три фашистских бомбардировщика. В марте 1942 г. в боевой схватке с немецким истребителем Тарасов геройски погиб. Летчик с почестями похоронен в с. Рамушевичи Старо-Русского района Новгородской области; в пос. Удельная Московской области на обелиске, воздвигнутом в честь погибших воинов, занесено его имя.
 
За успешное выполнение боевых и специальных заданий в тылу врага, на фронте, при обороне Москвы и охране тыла действующей Красной Армии в годы Великой Отечественной войны большое количество личного состава московских авиационных частей пограничных войск награждено орденами и медалями. Таким образом, части и подразделения гарнизона Быково в годы тяжелых испытаний с честью выполнили свой долг перед Родиной, внесли посильный вклад в победу над врагом.
 
В то время, когда авиационные части пограничных войск западных округов геройски сражались на фронтах и участвовали в обороне Москвы, пограничные авиационные отряды и эскадрильи Закавказья, Средней Азии, Забайкалья и Дальнего Востока с удесятеренной бдительностью охраняли государственные рубежи от происков вражеских разведок.
 
Нападение фашистской Германии на Советский Союз и временные успехи врага на Восточном фронте до предела обострили военно-политическую и оперативную обстановку на южной, юго-восточной и дальневосточной границах СССР. В этот труднейший для нашей Родины период советское руководство проводило титаническую работу по мобилизации всех сил страны на разгром врага и одновременно проявляло постоянную заботу об усилении охраны государственной границы.


В числе мероприятий, направленных на обеспечение надежной охраны границы, было и дальнейшее организационное и техническое укрепление авиации пограничных войск. В 1942 г. авиационные эскадрильи были переформированы в авиационные полки и отряды с увеличением их численного состава. На вооружение авиационных частей поступала новая авиационная техника. Это способствовало усилению охраны «невоюющей» границы. Личный состав этих авиачастей пограничных войск с чувством высокого патриотического долга бдительно и самоотверженно нес службу по охране границы, обеспечивая неприкосновенность рубежей Отчизны, и тем самым внес свой посильный вклад в достижение полной победы над врагом.


В период войны авиационные части пограничных войск, как и все сухопутные и морские части, охраняли границу по усиленному варианту. Подразделения авиационных частей базировались, как правило, на ближайших к границе аэродромах и посадочных площадках на наиболее оперативно важных направлениях.
 
Авиация пограничных войск в этот период применялась в охране границы с учетом конкретной оперативной обстановки, климатических и природных условий, в тесном взаимодействии с сухопутными и морскими пограничными частями. Самолеты постоянно вели воздушную разведку вдоль линии границы на сухопутных участках, морском побережье и в территориальных водах; проверяли контрольно-следовую полосу и снежный покров, острова на приграничных реках; освещали тыл нашей приграничной полосы, горные перевалы и ущелья для обнаружения нарушителей границы; вели наблюдение за сопредельной территорией, производили фотографирование отдельных участков линии границы. При проведении пограничных операций летчики вылетали для поиска диверсионных групп и обнаружения плавсредств нарушителей советских территориальных вод, наводили на них пограничные корабли, катера, поисковые группы и пограничные подразделения и наряды, выполняли транспортные задачи по перевозке оперативных работников, различных грузов, больных и раненых пограничников. Самолеты авиации пограничных войск использовались также для связи штабов пограничных округов с частями и действующими поисковыми группами и нарядами.
 
Экипажи самолетов высаживали разведывательно-поисковые группы и наводили их на нарушителей границы, оказывали эффективную помощь наземным частям в розыске и задержании нарушителей границы. Они несли службу по охране границы преимущественно в трудных климатических и метеорологических условиях Заполярья, Памира, тайги, Камчатки и побережья Тихого океана.


Особенно активно и результативно использовалась авиация пограничных войск в песчаных и пустынных условиях в пределах Туркменского, Таджикского и Казахского пограничных округов. Окружная газета «Пограничник Туркмении» в мае 1944 г. в статье «Охрана границы в песках» писала: «Незаменимую помощь пограничникам при действии в песках всегда оказывают летчики. В любой обстановке, в большом удалении от пограничных застав пограничникам всегда окажет помощь авиация погранвойск. Самолеты непременно разыщут действующие в песках наряды, укажут им колодцы и маршруты движения, наведут на вражеский след, в тяжелую минуту обеспечат водой, продуктами и Фуражом для лошадей». 


В период с 1942 по 1945 г. самолеты 4-й авиаэскадрильи (затем переформированной в 4-й авиационный полк) неоднократно Участвовали в операциях по ликвидации диверсионных групп в глубоком тылу. Под руководством начальника парашютно-десантной службы авиабригады полковника И. Г. Старчака они производили выброску парашютно-десантных групп для задержания и Уничтожения бандитов. Только в 1944 г. авиационным полком было высажено 72 парашютно-десантные группы. Летчики оказывали конкретную помощь наземным подразделениям в обнаружении и задержании нарушителей границы.
 
Так, в июле 1943 г. в глубоком тылу, на участке одного из погранотрядов Туркменского округа действовала вооруженная бандитская группа в количестве 14 человек. Для ликвидации банды было выслано три поисковые группы под командованием офицеров Пигматулина, Кудрявцева и Малюшевского. Бандиты внезапно обстреляли одну из поисковых групп, ранили лейтенанта Пигматулина и скрылись. К месту происшествия вылетели два экипажа — майора Гринева и старшего лейтенанта Сорокина. После длительного полета над безводной пустыней авиаторы обнаружили поисковую группу и поблизости от нее, на такире, благополучно произвели посадку. Летчики оказали первую помощь лейтенанту Пигматулину и доставили его в ближайший медпункт.
 
18 июля поисковая группа под командованием капитана Кудрявцева обнаружила банду и вступила с ней в бой. К месту событий вылетел старший лейтенант Сорокин. По маршруту полета он обнаружил поисковую группу майора Малюшевского, помог обессиленным пограничникам, доставив им воду и продукты питания, а затем поспешил на помощь поисковой группе Кудрявцева, ведущей преследование. Эта группа также, действуя в течение продолжительного времени в изнуряющую жару, без воды, выбилась из сил, оторвалась от банды. Экипаж Сорокина умелыми и решительными действиями оказал необходимую помощь поисковым группам, вывел их на след. Общими усилиями все бандиты были задержаны.
 
Пограничники того же пограничного отряда продолжительное время вели поиск еще одной крупной банды, пытавшейся уйти за границу. 22 июля 1943 г. летчиком Сорокиным эта банда была обнаружена, она гнала 20 похищенных в колхозах верблюдов и большую отару овец.
 
По данным экипажа самолета, к указанному месту была выслана оперативная группа под командованием капитана Хазимулина, но ей настичь бандитов не удалось. При втором полете старший лейтенант Сорокин вновь обнаружил банду и караван верблюдов. Чтобы задержать их движение до подхода оперативной группы, он решил обстрелять бандитов из пулемета. В результате обстрела два бандита были убиты и один ранен.
 
Утром следующего дня Сорокин успешно навел оперативную группу капитана Хазимулина на банду. В результате совместных действий бандиты были задержаны, в том числе и главарь банды. Всего в Ель-Барслимской операции в июле 1943 г. было задержано около 300 человек.
 
Характерны и другие примеры успешных действий авиаторов-пограничников по оказанию помощи наземным пограничным подразделениям при задержании нарушителей границы и ликвидации бандитских группировок.
 
Командованию пограничного отряда стало известно о прорыве нарушителей границы из Афганистана в СССР. С рассветом с основной базы — Мары на поиск нарушителей вылетел экипаж самолета в составе младшего лейтенанта Киселева, штурмана младшего лейтенанта Тронина и механика старшего сержанта Тимченко. В 6 часов 20 минут экипаж установил связь с поисковой группой и сообщил ей место обнаружения следов нарушителей. Совместными действиями авиаторов и наземных пограничников нарушители были задержаны.
 
В мае 1945 г. на участке другого пограничного отряда вооруженная группа из 15 человек пыталась уйти за кордон. Поисковая группа пограничников преследовала нарушителей границы в течение двух дней, но безрезультатно. По заданию командования пограничного отряда три экипажа, возглавляемые капитаном Сорокиным, старшим лейтенантом Мурашкиным, младшим лейтенантом Садовниковым, вылетели на поиск нарушителей.
 
13 мая летчики обнаружили нарушителей и связались с поисковой группой пограничников, но она находилась на большом расстоянии от места обнаружения разыскиваемых нарушителей. 19 мая с рассветом экипажи снова вылетели для выполнения задания. Нарушители снова были обнаружены. Тогда два самолета остались патрулировать в целях задержания нарушителей до подхода поисковой группы пограничников, а один самолет навел поисковую группу на нарушителей. В результате взаимодействия авиаторов и пограничников все 15 нарушителей были задержаны и обезоружены. Летчики и пограничники поисковой группы были поощрены командованием.
 
Не менее успешно действовали авиаторы 8-й авиаэскадрильи, охранявшие границу на участках Казахского и Таджикского пограничных округов. Они производили полеты на охрану границы в горных условиях Памира. За время Великой Отечественной войны ими осуществлено 1572 самолето-вылетов с общим налетом 2630 часов. Общий объем пребывания самолетов на границе составил только в 1945 г. 1458 самолето-дней, из них на участке Таджикского пограничного округа 1131 день. Авиаторы по заданию командования неоднократно вылетали для розыска бандитских группировок в нашем тылу. С помощью самолетов обнаружено 33 нарушителя государственной границы, перешедших из Афганистана.
 
Большую работу в этот период проделала 2-я морская авиаэскадрилья, переформированная в июне 1942 г. во 2-й легкобомбардировочный авиационный полк. Находясь в оперативном подчинении начальника пограничного отряда, в течение всего периода войны эскадрилья охраняла границу на Крайнем Севере в районе Камчатки в сложных климатических и метеорологических условиях.


Морская граница на побережье Камчатки и других островов Тихого океана характерна сложностью рельефа местности, суровостью и изменчивостью климатических условий. Побережье Камчатки представляет собой сплошные скалистые сопки с глубокими ущельями и большими перевалами, быстрыми горными реками, трудными и опасными для передвижения. Да и климат здесь суровый — зимой морозы до 40° С. Зима в этих районах с сильными снегопадами, частой пургой, заметающей аэродромы и посадочные площадки, ветер порой достигает ураганной силы, того и гляди, самолеты сорвет с привязи. Снежные заносы делают многие участки непроходимыми или труднопроходимыми, создается опасность снежных обвалов. Погодные условия настолько неустойчивы, что в течение часа могут несколько раз меняться, ясная тихая погода сменяется туманом, дождем, сильным ветром, а зимой — снегопадом. Изменчивы и морские условия — туман, частые штормы до 9—12 баллов сильно затрудняют плавание. Основными видами транспорта в этом краю являются морской и воздушный, а также олени, собачьи упряжки и лыжи. Однако корабли и катера можно использовать только в летнее время.
 
В этих условиях пограничники строили на участках комендатур и застав посадочные площадки для легких самолетов, а там, где возможно, применяли гидросамолеты. Посадочные площадки были особенно необходимы для доставки нарядов на отдаленные участки. Шоссейные и грунтовые дороги здесь почти отсутствуют. Связь с внешним миром поддерживается в основном по радио и самолетами.
 
Из-за сложности географических и климатических условий охрана границы на таких участках сопряжена с большими трудностями. Поэтому при организации службы по охране границы штабы пограничного округа и авиационной части всесторонне учитывали не только оперативную обстановку, но и особенности этого сурового края. Они знали, что беспечность и недисциплинированность могут повлечь за собой гибель людей и авиационной техники.
 
Оперативная обстановка на участке отряда к началу войны складывалась так, что необходимость усиления охраны государственной границы была очевидной. Отмечался массовый подход к побережью японского рыболовецкого флота и заход многих судов в наши территориальные воды. Японская и американская разведка широко использовала эти суда в своих целях. Создавалась угроза высадки на наше побережье их агентуры. Систематическими стали полеты вдоль нашего побережья американских разведывательных самолетов, заходы их подводных лодок в наши территориальные и даже внутренние воды.
 
Такая обстановка требовала более совершенной тактики охраны границы. Охранять следовало все подходы к нашим берегам, районы и пункты, куда возможны были выходы агентуры после ее высадки на побережье или выброски на парашютах с самолетов, а также направления на берегу, на которых возможна высадка людей с помощью различных плавсредств для дальнейшего следования на материк в районы и пункты, интересующие иностранные разведки.
 
Пограничный отряд широко использовал в охране границы корабли, катера и самолеты, организовал взаимодействие между ними, без чего нельзя было успешно решать задачу надежной охраны морской границы.
 
Самолеты, находившиеся в оперативном подчинении пограничного отряда, несли дозорно-разведывательную службу в тесном взаимодействии с пограничными кораблями, обеспечивали оперативное руководство подразделениями погранотряда, их материально-техническое снабжение, производили высадку пограничных нарядов на отдаленные участки.
 
Особенно ощутили пограничники отряда роль авиационной техники, когда на Камчатку стали поступать новые самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-2, а позднее и вертолеты Ми-4.
 
Являясь старейшей воинской частью на Камчатке, 2-й легкобомбардировочный полк с 1933 г. неустанно нес службу по охране наших дальних рубежей. Свою историю полк начал как частица военно-воздушных сил Черноморского флота. В 1931 г. в Севастополе была сформирована отдельная морская авиаэскадрилья, на вооружении которой состояли гидросамолеты Мр-1 и «Савойя». Затем эскадрилья по железной дороге перебазировалась в Хабаровск, а оттуда в Петропавловск-Камчатский на усиление войск НКВД.
 
В годы войны полк внес свой вклад в дело борьбы с фашистскими агрессорами. Он совершил 830 вылетов на выполнение различных боевых задач. Охраняя морскую границу на Крайнем Севере, нес службу на советских коммуникациях в районе пролива Беринга, прикрывая наши суда и охраняя границу на участке, связывающем СССР и США. Только в течение 1943—1945 гг. экипажами полка было обнаружено более 130 японских судов, о действиях которых своевременно докладывалось командованию.


Так работал личный состав авиации пограничных войск, охраняя южные, юго-восточные и дальневосточные рубежи нашей Родины.
 
Наряду со служебной деятельностью по охране государственной границы личный состав авиационных частей в период Великой Отечественной войны регулярно занимался боевой подготовкой. Офицеры штаба авиабригады на протяжении всей войны и в послевоенный период оказывали авиационным частям большую помощь.
 
В частях часто бывали представители штаба, которые в большинстве имели высшее военное образование и являлись квалифицированными специалистами. Прекрасными специалистами и организаторами были офицеры штаба Зиновьев, Грибук, Розинкин, Мустыгин, Вейдерпас, инженеры Сергеев, Красильников, Туманов, Новиков, Смирнов, Филатов и др. Они занимались не только проверкой службы и боевой готовности частей. Их задачей было оказание помощи офицерам штабов частей в организации службы и боевой подготовки, а задачей инженерно-технического состава частей — освоение и эксплуатация материальной части, организация и повышение качества ремонта самолетов и двигателей.
 
Офицеры штаба авиабригады контролировали работу авиаремонтных мастерских, постоянно помогали работникам этих мастерских в практической работе, следили за качеством ремонта и восстановлением авиационной техники, особенно приборного и радиотехнического оборудования. Здесь особенно проявил себя молодой инженер Н. И. Туманов.
 
В авиационных частях и авиаремонтных мастерских они могли в случае отступления от курса боевой подготовки, инструкций или неправильной эксплуатации авиационной техники, а также в случае отступления от утвержденных чертежей, нарушения технологии, применения некондиционных материалов или брака прекратить эксплуатацию авиационной техники или работ авиационных мастерских.
 
И нужно сказать, что командиры и инженеры авиационных частей видели в офицерах—представителях штаба авиационной бригады своих старших товарищей, которые рука об руку с ними боролись за достижение общей цели—безаварийной и бесперебойной работы техники в авиационных частях.


Военный комиссар, а затем заместитель командира авиабригады по политической части полковой комиссар С. С. Крышан, политический отдел управления авиабригады, возглавляемый батальонным комиссаром П. А. Юхновец, внесли немалый вклад в дело воспитания личного состава, обеспечения безопасности полетов, направляя усилия командиров и политработников, партийных и комсомольских организаций на повышение боевой готовности и бдительности, укрепление дисциплины, эффективности использования в охране границы авиационной техники, развертывание борьбы за качественное освоение новой авиационной техники, поступающей на вооружение авиационных частей, овладение мастерством в ее использовании, увеличение числа отличников, отличных экипажей и подразделений. Они часто выезжали за границу с офицерами политотдела и оказывали практическую помощь командирам авиационных частей.
 
 
=======================
* Во второй части книги подробно рассказывается о многих прославившихся в годы войны авиаторах-пограничниках.

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика