Первый портал пограничников
Объединение ПВ и МЧПВ
ГЛАВНАЯ  |  ФОРУМ  |  СЛЕНГ  | 

Авторизация  



Регистрация на форуме  

Загрузки на форуме  

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Научная деятельность в Пограничной Академии ФСБ России : становление и развитие

Научная деятельность в Пограничной Академии ФСБ России : становление и развитие

PDFПечатьE-mail
   В 1923 году, в соответствии с решением правительства Советской республики, в стране было открыто высшее учебное заведение для подготовки ответственных работников пограничной охраны, которые смогли бы объединить в одном лице функции войсковых начальников и руководителей оперативной деятельности  по охране границ.

Создававшиеся в первые годы существования  Советской республики военные учебные заведения, в зависимости от их назначения,  именовались “курсами”, “школами”, либо “Высшими школами”. Открываемое на основании решения приказа ОГПУ от 30 ноября 1923 года высшее учебное заведение пограничной охраны получило наименование “Высшая пограничная школа ОГПУ” (ВПШ ОГПУ).



   С первых лет существования учебного заведения его сотрудники, помимо основной – учебной – работы, осуществляли и научную проработку вопросов функционирования пограничных войск. Следует отметить, что какого-либо отдельного структурного подразделение для организации и ведения научной работы штатом школы не предусматривалось.
   В ходе становления школы совершенствовался процесс обучения слушателей, чему способствовало создание в декабре 1924 г., в соответствии с  приказом по школе, предметно-методических комиссий (ПМК) по изучаемым предметам. ПМК создавались не только по предметам, но и курсам. Отметим, что именно создание ПМК сыграло значительную роль в последующем  развертывании военно-научной работы в ВУЗе.
   Находясь в окружении враждебных государств, советское правительство искало пути развития армии в целом и военного искусства в частности на научной основе. Слова руководителя государства В.И. Ленина “Без науки современную армию строить нельзя” были определяющими в направлении развития системы военной подготовки кадров и развертывания военно-научной деятельности в высших учебных заведениях страны.

   В марте 1925 г. Реввоенсоветом СССР был издан  приказ № 208, объявлявший “Положение о военно-научной работе в высших военно-учебных заведениях” в стране. В приказе говорилось, что вполне оправдавшими себя формами военно-научной  и исследовательской работы в военно-учебных заведениях являются лекции, доклады, совещания и теоретические  конференции по новым проблемам; выполнение различных индивидуальных заданий, в том числе и в рационализации, разработка организационных вопросов в свете новых требований, предъявляемых к войскам; написание учебных пособий и всевозможных статей по актуальным вопросам службы, обучению  и воспитанию слушателей и др.
   Хотя некоторые формы военно-научной работы (лекции, доклады, совещания и др.),  объявленные в приказе РВС, в Высшей пограничной школе осуществлялись, в последующем в учебные планы были внесены определенные коррективы, исходя из  требований приказа по организации военно-научной работы. Особое внимание было обращено на оборудование,  оснащение и формирование лабораторий, призванных совместить теорию с практикой.

   В ВПШ ОГПУ в течение 1925 г.  были окончательно сформированы и  оборудованы  16 необходимых  для обучения лабораторий (тактики,  топографии,  конного дела, военной администрации, связи, артиллерии, экономики и ряд других). В связи с тем, что в 20-х годах сложилась и стала активно развиваться тактика морских частей пограничных войск, основанная на сочетании действий береговых подразделений, пограничных кораблей и авиации, в составе школы была создана и лаборатория морского дела.

   В целях получения необходимых практических знаний и совмещения теории с практикой, слушатели посещали лаборатории не только в часы  обязательных занятий, но и в свободное от занятий время.  После окончательного формирования лабораторий (в ноябре 1925 г.) среднее время присутствия слушателей по всем лабораториям составило  1  час 56 мин. Всего же в ноябре 1925 г.  количество посещений лабораторий составило 1008. Посещаемость лабораторий в ноябре 1925 г. была не одинаковой и составила: стрелково-пулеметную - 519 посещений, тактическую - 374, административную - 295,  конного дела -195, связи – 91 и т.д.

   Наиболее посещаемым  днем был - четверг,  наименее - суббота, особенно вечер.  С целью экономии электроэнергии, согласно приказу по Школе, лаборатории открывались лишь при наличии минимум 10 человек, записавшихся накануне в данную лабораторию.
На проводимых в Школе занятиях много времени отводилось изучению уставов и инструкций, в которых, как отмечал журнал “Пограничник“, был сконцентрирован и научно обобщен многогранный служебный и боевой опыт частей и подразделений пограничной охраны.
   Большое внимание уделялось рациональному использованию не только учебного, но и свободного от занятий времени. В этом смысле 36-часовая учебная неделя с ежедневной шестичасовой академической нагрузкой оставляла достаточно времени слушателям для самостоятельной  научной работы.
   В целях совершенствования военно-научной  работы, в июне 1927 г. была образована общешкольная предметно-методическая комиссия, которая внесла полезный вклад в разработку многих вопросов учебного процесса и научной деятельности.

   В июне 1927 г. Постановлением ЦИК и СНК было утверждено новое Положение об охране государственной границы СССР, отразившее изменения, которые произошли в охране границы с 1923 года.  В это же время был введен  в действие Временный устав службы погранохраны ОГПУ. Необходимо отметить, что к  разработке этих документов был привлечен руководящий и преподавательский состав Школы.
   В конце 1927 г. общешкольная методическая комиссия была реорганизована в Учебный совет школы, который стал вспомогательным учебно-воспитательным и научным органом при начальнике Школы. На рассмотрение Совета выносились вопросы совершенствования обучения и воспитания слушателей, повышения учебно-методического уровня преподавания, ряд других вопросов. Совет анализировал работу предметно-методических комиссий, рассматривал мероприятия политико-просветительного характера, подводил итоги военно-научной работы, проверочных испытаний, выносил рекомендации.

   С  1927 г. в школе стал функционировать  педагогический кабинет, который  оказывал помощь преподавательскому составу в повышении своей педагогической квалификации, в подготовке к сдаче экзаменов для поступления в академии РККА и другие высшие учебные заведения страны.

Необходимо отметить, что при каждом кабинете создавалась  библиотека научной и учебной литературы.

   В целях интеграции теории и практики личный состав Школы направлялся на стажировку в  пограничные округа. По возвращению со стажировки слушатели составляли отчет в виде рефератов.
   В рассматриваемый период определенное место в военно-научной работе Школы стала занимать  военно-историческая тематика. По этой тематике преподавателями школы был написан ряд лекций и рефератов, а 20 декабря 1932 г. в Школе был открыт  музей, экспозиции которого воссоздавали служебную и боевую деятельность пограничных войск по охране государственной границы, что способствовало более качественному научному анализу истории развития теории и практики охраны границ, проводимому  преподавателями.
   Улучшению качества учебной и научной работы  помогала  организация сбора отзывов из войск на те или иные лекции.  Замечания и отзывы из войск  не только способствовали качественному улучшению лекций, но заставляли пересмотреть ряд положений с новых позиций, выдвинуть вопросы, требующие  дальнейшей теоретической  разработки.
   Заочное обучение слушателей в Школе позволило решить одну из важнейших задач научной работы в Школе: изучение, обобщение и распространение передового опыта охраны государственной границы.

   Одним из серьезных недостатков военно-научной работы в Школе в начальный период ее становления было отсутствие необходимой для проведения экспериментов материальной базы (полигона). Известно, что эксперимент в военно-научном исследовании  играет весьма важную, а подчас и решающую роль. Ведь далеко не все выводы и предложения можно было проверить в реальных условиях без риска ослабления охраны границы. Исходя из потребности отработки специальных тем, на р. Клязьма была развернута учебная застава, что способствовало дальнейшему совершенствованию учебной и научной работе в Школе.
   С каждым годом в Школе росло количество командиров и преподавателей,  имеющих высшее военное и общее образование.  К началу 1940 г. постоянный состав школы насчитывал 180 человек. Из них 79  имели высшее военное и общее образование, 59  заочно учились в академиях Красной Армии.

   Выполняя одну из  важных задач научной работы, Школа  продолжала готовить  военно-педагогические кадры для пограничных школ. За восемь лет этой деятельности  (1932-1940 гг.) школой  было подготовлено 250 преподавателей различных дисциплин. Многие из них впоследствии стали известными педагогами  военно-учебных заведений  войск НКВД, в том числе и преподаватели школы – Р.Ф. Донченко, Ф.Ф. Помитяев, Ж.Д. Шляхтин, Д.И. Горшков, М.К. Сидоров и др.
   Преподавателем тактики конницы начинал свою деятельность в школе Г.Г. Соколов, ставший в предвоенные годы генерал-лейтенантом, начальником пограничных войск Союза ССР. Преподавателем, а затем руководителем  партийно-политической работы был К.Ф. Телегин, впоследствии крупный политработник Советской Армии, генерал-лейтенант.  В коллективе школы начинал свой путь  С.С. Бельченко – генерал-полковник, заместитель председателя КГБ в послевоенные годы. Стали большими войсковыми командирами, хорошими мастерами обучения и воспитания  военнослужащих и ряд других выпускников Школы.

В 1940 г. вышел проект “Устава пограничной службы войск НКВД” (УПС-40), отразивший с достаточной полнотой качественно новые  элементы в охране границы, в разработке которого принимали участие преподаватели Школы.

В Уставе нашел отражение достигнутый к тому времени уровень теории и практики действий пограничных войск по охране государственной границы.

В последствии Устав был доведен до войск полностью в виде отдельных инструкций, регламентирующих порядок охраны государственной границы.

   В годы Великой Отечественной войны в учебной практике Школы достаточно широко использовались описания отдельных поучительных операций Красной Армии. Материалы, обобщающие боевой опыт, включались  в методические разработки, преподаватели иллюстрировали  соответствующими  примерами свои лекции. Значительное место в учебе отводилось изучению уставов. По этому вопросу журнал “Пограничник “ писал: “ Подлинной энциклопедией передового военного опыта являются  уставы Красной Армии, наставления и инструкции. В них подытожен огромный опыт  советских войск”.

   В годы войны весьма полезной формой военно-научной работы, позволяющей осваивать и передавать  военный  опыт, являлись проводимые конференции и семинары слушателей – участников Великой Отечественной войны. Материалы этих конференций  обобщались   и использовались  в качестве учебных пособий.  В 1943 г. журнал “Пограничник” по этому поводу писал: “Заслуживает одобрения почин Высшей ордена Ленина школы войск НКВД, где установлен порядок, по которому каждый из слушателей – участников боевых операций составляет подробную оперативно-тактическую характеристику их. Эти материалы обрабатываются преподавателями и наиболее ценные и поучительные используются в обучении.

   Ряд преподавателей обучают слушателей на основе опыта Великой Отечественной Войны. Лекции и выводы на семинарских занятиях иллюстрируют вдумчиво подобранными и содержательными примерами”.
   Методы военно-научной работы, используемые первыми преподавателями Школы, рекомендовались в годы войны. Об одном направлении  этой работы в 1945 г. журнал “Пограничник“ писал: “В ордена Ленина Краснознаменной* Высшей офицерской школе войск НКВД в свое время считалось правилом, чтобы преподаватели службы изучали передовой опыт курсантов, в частности  по разоблачению характерных уловок и ухищрений нарушителей границы, вражеских разведчиков, диверсантов. Собранный материал научно обобщался  и широко пропагандировался  среди всего коллектива. Приведем поучительный случай. Один из слушателей сообщил о весьма изобретательном приеме, примененном разведкой сопредельного государства  при переброске своих агентов на советскую территорию. При отработке темы “Действия дозора  во взаимодействии с группой тревожных по розыску и задержанию нарушителей границы, прорвавшихся в наш тыл”, преподаватель тов. Климов во время занятий на местности применил эту уловку, доставившую “наряду” немало неприятных минут.  Поучительность занятий  в смысле приближенности к реальной обстановке бесспорно намного возросла.

Если вдумчиво проанализировать наиболее характерные примеры, сделать  из них выводы и издать в качестве сборника, то это составит серьезное подспорье в повседневной деятельности преподавателей.

Чем больше преподавание службы войск будет связано с практикой, тем больших успехов мы добьемся в подготовке слушателей к предстоящей им деятельности”
.

   С окончанием  Великой Отечественной войны в пограничных войсках  развертывается военно-научная и исследовательская работа по обобщению опыта охраны границы в годы войны. Эта работа выдвинулась на одно из ведущих мест при разработке новых инструкций и наставлений. Для проведения этой работы необходимо было привлечь не только практиков, но и теоретиков.
   “Научные исследования, писал журнал “Пограничник“, призваны помочь привести инструкции и наставления по службе в соответствие с современными требованиями; разработать ряд необходимых учебных пособий, служащих офицеру, как для самообразования, так и для обучения подчиненных.

   Какие формы должна приобретать военно-научная и исследовательская работа в учебном заведении. Это в большей мере зависит от степени подготовки офицеров, решивших проявить себя на поприще военно-научной работы. Наиболее подготовленные в теоретическом отношении поставят своей целью взяться за защиту диссертаций; другие займутся разработкой лекций, докладов, рефератов; третьи начнут с описания личного опыта и опыта своих подчиненных; четвертые  - наиболее опытные  - примут участие в составлении учебников, сборников, обзоров, в разработке новых наставлений, инструкций и других руководств”.

   Обобщая двадцатитрехлетний период научно-исследовательской  деятельность высшем учебном заведении пограничных войск можно отметить, что военно-научная работа, проводимая в учебном заведении,  была связана с жизнью войск, с запросами практики, что являлось тем важным элементом, без которого не могло быть становления и развития пограничной науки. Одной из важнейших задач военно-научной работы этого периода являлось  изучение, обобщение и распространение передового опыта охраны государственной границы. Изучение и обобщение этого опыта позволяло  использовать все наиболее ценное в жизни и деятельности войск, совершенствовать боевую, служебную и политическую подготовку слушателей в соответствии с требованиями исторического периода.

   В послевоенный 1946 г., исходя из требований времени, постановлением Совета Министров Школа была преобразована  в Военный институт МВД  СССР.
   Для координирования и обеспечения  научно-исследовательской деятельности в рамках учебного заведения впервые в истории вуза штатным расписанием был предусмотрен научно-исследовательский отдел (НИО).
   Согласно организационно-штатной структуре Института, руководство научной и учебной деятельностью возлагалось на одного  из трех заместителей начальника Института.
   Перед коллективом института была поставлена задача по написанию учебников и пособий необходимых для подготовки кадров.

   В  журнале “Пограничник“ генерал-лейтенант Г.Г. Соколов; в статье “Об исследовательской работе в войсках” писал: “Офицерские коллективы учебных заведений уделяют совершенно недостаточно внимания изучению и обобщению вопросов службы войск. Вот почему создание учебников и пособий для военных училищ является неотложной задачей их преподавательского и офицерского состава. Здесь, как нигде,  должна бить ключом научная мысль в области службы, методики обучения и воспитания”.
   Эта статья является подтверждением тому, что одной из причин создания Военного Института была необходимость иметь научный центр, который осуществлял бы обобщение опыта служебно-боевой деятельности, разрабатывал теорию и анализировал практику применения войск и органов в интересах защиты государственной безопасности, охраны государственной границы.

   Сотрудникам Института, отвечающим за организацию научной деятельности, начинать пришлось практически на пустом месте. В предыдущем разделе было показано, что в довоенное время научная работа находилась на начальном этапе и сводилась в основном к обобщению опыта службы и разработке руководящих документов по службе войск. Перспективные теоретические исследования проблем охраны государственной границы, методики преподавания специальных дисциплин практически не проводилось, в составе вуза отсутствовали структурные подразделения, деятельность которых была бы непосредственно нацелена на научную работу.
   Особенностью развития теории и практики охраны границы в первые послевоенные годы было то, что пограничные войска не имели достаточно авторитетных центров по исследованию, разработке и внедрению в учебный процесс научно обоснованных понятий.

   Вся военно-научная работа в Институте стала  организовываться и проводиться Советом института, в состав которого входили начальники  кафедр и отделов. Секретарем Совета института был начальник НИО полковник И.П. Чашников Военно-научная работа была направлена  на обеспечение учебного процесса, а также на разработку актуальных вопросов оперативно-служебной деятельности войск МВД,  современного  общевойскового  боя и на создание учебных материалов по истории войск и органов ВЧК-ОГПУ-МВД.
   Идя по пути развития теории и практики охраны государственной границы, в 1949 году в Институте была проведена первая научно-практическая конференция, посвященная боевым действиям войск МВД в первые дни Великой Отечественной войны.

   В 1949 г. состоялась проверка деятельности Института. Необходимо отметить, что к моменту проверки в  Институте, согласно утвержденному плану работ НИО, было разработано  и  издано  как типографским способом, так и  на ротаторе небольшим тиражом 53 работы (учебные пособия, лекции) объемом от 0,5 до 2 печатных листов. Отредактирован  и  передан  командованию для доклада и утверждения руководством МВД СССР сборник № 1 "Труды Военного  института". В этом же году была проведена редакторская обработка материалов (научных докладов) первой научной конференции Института для их размещения в сборнике № 2 "Труды Военного института".

Общий объем рукописей, которые были подвергнуты научной и редакторской обработке в НИО, в 1949 году составил около 50 печатных листов.

   С учетом недостатков отмеченных комиссией в акте, командованием и Советом Института стала проводиться  работа по совершенствованию военно-научной деятельности, которая была направлена на обеспечение учебного процесса и на разработку актуальных вопросов оперативно-служебной деятельности войск, современного общевойскового боя, а также  на создание учебных материалов по правовому обеспечению охраны государственной границы, служебному и боевому использованию войск, по истории войск. Стали разрабатываться научные труды.

   В числе первых научных работ, подготовленных в Военном  институте,  были  работы начальника института генерал-майора Н.П. Никольского "Пограничная охрана в дореволюционной России", лекции начальника  кафедры истории военного искусства генерал-лейтенанта П.А.  Фирсова "Битва под Москвой",  полковника В.А.Крюкова " Советская военная наука:  ее  содержание и задачи" и др.  Общий объем  изданных трудов в 1949  г.  составил около 30 печатных листов.

   В военно-научной работе Института принимали также участие слушатели основного и заочного факультетов,  активно работавшие в  созданном   в 1950 г.  военно-научном обществе слушателей.  Это общество состояло из кружков, организованных на добровольных началах при кафедрах и возглавляемых научными руководителями,  назначенных кафедрой из числа наиболее подготовленных преподавателей. Как правило, ежемесячно на заседании кружка обсуждался тот или иной доклад члена кружка. Тематика этих докладов разрабатывалась кафедрами, а в ряде случаев выдвигалась самими слушателями  -  членами  общества.  Многие доклады носили характер обмена практическим опытом оперативно-служебной деятельности войск и  органов,  что положительно сказывалось на подготовке слушателей и на учебном процессе.

   В июне 1952 г. была проведена вторая военно-научная конференция слушателей Института. Конференция преследовала цель  подытожить  результаты научной работы слушателей по исследованию и обобщению опыта организации охраны госграницы СССР на морских участках и этим самым внести некоторый вклад в развитие вопросов тактики и службы пограничных войск МГБ СССР. В соответствии с этой задачей в план работы конференции были включены три доклада, подготовленные членами научного кружка при кафедре службы войск: доклад капитана Г.П. Заякина “Охрана государственной  границы СССР на группе островов”, доклад подполковника Г.П. Сечкина “Охрана государственной  границы СССР на морских  участках в зимних условиях при замерзании водной поверхности” и доклад старшего лейтенанта С.Б.  Уварова “Пограничная авиация в охране государственной границы СССР на морском участке”.

   В работе конференции, кроме слушателей, приняли участие преподавательский состав Института, а также представители Главных управлений войск и учебных заведений МГБ.
   Выступая на конференции, начальник Института генерал-лейтенант Ф.Я. Соловьев отметил, что деятельность Военно-научного общества слушателей Института  направлена на всемерное содействие глубокому изучению офицерами-слушателями различных отраслей советской науки и, прежде всего, тактики и службы войск МГБ. Практическая деятельность Военно-научного общества показала, что научная работа слушателей имеет большое значение в деле усвоения ими программы теоретического курса, в улучшении учебного процесса, в выполнении дипломных и курсовых работ, а также подготовки слушателей к научной деятельности. Из 75 слушателей 4-го курса, являющихся членами Военно-научного общества, написали и защитили свои дипломные работы с оценкой “отлично” - 72 человека и с оценкой “хорошо” - 3 человека. Кроме того, комиссиями по приему дипломных тем (работ) 25 слушательских работ было рекомендовано для использования в учебном процессе.

   По вопросу совершенствования подготовки кадров в высших учебных заведениях страны правительством  СССР в середине 50-х годов было принято специальное решение. В соответствии с этим решением и приказами МВД СССР, Военным институтом была взята линия на научно-теоретическое обобщение передового опыта войсковой практики и создание полноценных  учебников  и учебных пособий по курсу специальной подготовки – тактики и оперативного использования войск МВД, тактики и организации МПВО и др.

Намеченная линия нашла свое отражение в перспективном и годовом планах научно-исследовательской работы.

   Целенаправленность научно-исследовательской работы дала положительные результаты. По плану научной работы на 1954-1955 учебный год  было разработано более 20 учебных пособий по спецдисциплинам курса тактики и оперативного использования войск МВД, которые нашли свое отражение в учебном  процессе института. В частности, по тактике и оперативному  использованию пограничных войск были изданы: “Основы охраны государственной границы”, “Охрана государственной границы СССР на участке пограничной заставы”, “Охрана государственной границы СССР на участке пограничного отряда”, “Государственная граница и ее режим”,  “Пограничное население в охране государственной границы СССР” и др. Кроме того,  был издан ряд учебных пособий по тактике и оперативному использованию внутренней и конвойной охраны и по тактике и оперативному использованию войск МВД в охране тыла действующей армии.

   Положительным явлением в научной работе института стал тот факт, что научно-исследовательским отделом  стал систематически осуществляться выпуск сборника “Труды института”, в котором отражались вопросы службы и боевой деятельности войск  МВД.
   Почти все учебные пособия по спецдисциплинам курса тактики и оперативного использования войск МВД и сборники “Труды института” стали высылаться в войска  и учебные заведения, что свидетельствовало о возросшей связи института с войсками и учебными заведениями.

   В Военном институте стали проводиться ежегодные научные конференции профессорско-преподавательского состава с обсуждением важных вопросов боевой и оперативной деятельности войск.  В частности, в 1954 году была проведена  пятая  научная конференция, на которой обсуждался проект учебного пособия “Основы охраны государственной границы СССР”. В работе конференции участвовали представители войск и учебных заведений.
   С каждым годом повышалось качество высшего образования, даваемого Военным институтом, которое было связано с повышением научно-педагогической квалификации большинства преподавателей института путем сдачи ими  экзаменов («испытаний») по предметам кандидатского минимума, подготовки и защиты кандидатских диссертаций, как по линии адъюнктуры, так и без отрыва от педагогической практики. Необходимо отметить, что к 1955 году основная масса преподавателей полностью закончила сдачу экзаменов кандидатского минимума. В 1955 году 10 преподавателей  института успешно защитили кандидатские диссертации и тем значительно повысили свою научную квалификацию.

   К 1957 году  усилиями  авторских коллективов в Военном институте был написан и издан ряд учебников:  "Охрана государственной границы СССР" (авторский  коллектив:  Н.А.  Незнанов, А.М. Жигалов, И.П.Чашников, Г.П.Сечкин, П.В. Жильцов, В.Н. Помарев, Е.Ф. Игнатов); "Служба штабов в пограничных войсках", (авторский коллектив: П.Г. Гришин,  А.М. Жигалов,  С.М. Крылов,  П.Л. Гончаров, Н.И. Коленко); "Инженерно-техническое обеспечение охраны государственной границы" (авторский коллектив:  А.М. Жигалов, А.Ф. Жучков,  Г.П. Сечкин, В.В. Агапов). 
   Кроме того, к этому времени был написан и издан ряд монографий, обобщающих действия войск МВД-МГБ и Вооруженных Сил СССР, а также сборники  “Из истории ВЧК”, “Из истории войск ВЧК и пограничной охраны”.
   Были написаны и изданы  учебные пособия: “Служба штабов пограничных войск”, “ Тактика войсковой борьбы с ДРГ противника”, “ Охрана и оборона особо важных объектов”, “Методика пограничной подготовки офицеров и штабов пограничных войск”, “ Боевые действия мотострелкового батальона”, “ Государственная граница и ее режим”, “Правовые основы делимитации, демаркации и редемаркации государственной границы”, “Пограничный режим в СССР”, “Основы следственной работы в пограничных войсках” и другие. Все эти издания были высланы в войска.

   С каждым  годом  рос научный потенциал Военного Института. Подготовка его, в основном,  осуществлялась путем разработки и защиты диссертаций в других ВУЗах. При такой системе подготовки по состоянию на апрель 1957 г. научный потенциал Института состоял из одного доктора наук, 36 кандидатов наук и одного доцента (без ученой степени).

   Серьезным тормозом в глубокой научной проработке вопросов тактики и оперативного   использования войск МВД, а также вопросов организации и тактики МПВО и подготовки по этим специальностям научных кадров являлось то, что в Институте отсутствовали адъюнктура, не были созданы диссертационные советы,  имеющие право приема к защите диссертации по профилирующим отраслям наук.
   Разработку диссертационных  тем  офицеры  Военного  института осуществляли через адъюнктуру или консультационные пункты академий Советской Армии, либо самостоятельно.  Так, Институту в 1957 г. было предоставлено 5 мест в адъюнктуре академии имени М.В.  Фрунзе и  2 места в адъюнктуре академии имени В.И.Ленина. При консультационных пунктах академий военных институтов было предоставлено 14 мест,  в том  числе:  при академии имени К.Е.Ворошилова - 5 мест,  при академии имени М.В.Фрунзе - 6 мест, академии имени В.И.Ленина -3 места.

   Планом подготовки научных кадров Института на 1957 год и ближайшие годы  была предусмотрена разработка диссертационных тем 47 офицеров, в том числе 9 - на доктора наук.
   Отдавая должное организаторской работе первого начальника научно-исследовательского отдела Института, необходимо отметить, что с 1948 по 1959 гг. научно-исследовательским отделом, который возглавлял И.П Чашников., было издано 18 сборников "Труды Военного института",  в которые вошли наиболее ценные, имеющие теоретическое  и  практическое  значение  работы профессорско-преподавательского состава, а также материалы конференций военно-научного общества слушателей. Значительная часть этих сборников была выслана в войска, где использовалась для совершенствования служебной квалификации офицеров.

   В конце 1959 г.,  исходя из складывающейся обстановки в мире, Правительство Советского Союза приняло решение  о  значительном  сокращении  своих Вооруженных Сил. В соответствии с принятым решением, в стране стал сокращаться ряд военных учебных заведений. В их число попал и Военный институт КГБ при СМ СССР. 1 октября 1960 года, на  основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР он  был расформирован.

   Обобщая тринадцатилетний период научно-исследовательской  деятельность учебного заведения можно отметить, что за годы существования Военного института в нем была осуществлена комплексная научная проработка важных вопросов служебно-боевой деятельности войск, был создан определенный научный потенциал для разработки актуальных проблем охраны и защиты государственной границы.

   Для завершения обучения слушателей расформированного Военного института в Высшей школе КГБ при СМ СССР был образован Военный  факультет,  на который  были  переведены слушатели первого и второго курсов.
   Для осуществления плодотворной научно-исследовательской и преподавательской работы был создан Совет факультета во главе с его начальником. Совет рассматривал вопросы учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы.
   Преподавательский состав факультета много сил отдавал разработке научных трудов, отражающих профиль деятельности войск и органов КГБ и МВД. Для более эффективной работы преподаватели объединялись в группы по направлению деятельности войск. В частности, группа преподавателей пограничных войск занималась вопросами совершенствования тактики охраны и обороны государственной границы, как в мирное, так и в военное время. Группа преподавателей внутренних войск вела поиски новых способов и форм охраны и обороны объектов в мирное время, разрабатывала проблемы охраны тыла Действующей армии и борьбы с разведывательно-диверсионной деятельностью противника с началом военных действий.

   В результате напряженной и творческой  работы авторских коллективов за время существования Пограничного факультета Высшей школы КГБ при СМ СССР был разработан ряд научных трудов. В частности, были написаны учебники:  “Охрана государственной границы Союза ССР (авторский коллектив: полковник  Г.П. Сечкин, А.И. Глушков, Н.И. Афанасьев, В.Н. Андрианов, Н.И. Коленко, Г.А. Каракозов, Н.И. Калгин, Я.М. Соколов, П.В.Жильцов, Г.И. Бояринов, Н.А. Круглов; руководитель авторского коллектива - начальник пограничных войск генерал-полковник П.И. Зырянов); “Основы военного дела” (авторский коллектив - преподаватели кафедры ОТП; руководитель - генерал-майор М.А. Греков; учебные пособия - “ Добровольные народные дружины и местное население пограничных районов в охране государственной границы” (авторский коллектив - преподаватели кафедры ТПВ; руководитель начальник Политуправления пограничных войск генерал-майор Г.И. Заболотный); “Деятельность пограничных представителей Союза ССР”  (авторы генерал-майор Е.В. Рыжков и полковник Н.И. Афанасьев); “Военно-географический обзор пограничных районов СССР и сопредельных государств” (автор подполковник К.Г. Циманович); “Боевые действия частей и подразделений пограничных войск  в первых операциях начального периода войны” (авторы генерал-майор И.Г. Борец и полковник А.И. Цветков). Был подготовлен и ряд других работ.

   Необходимо отметить, что написанием научных трудов занимались коллективы преподавателей  и в других учебных заведениях пограничных войск. Однако отсутствие  в то время координации  военно-научной работы со стороны ГУПВ приводило к тому, что написанный труд не всегда публиковался.

   Значительному развитию военно-научной работы на факультете способствовала работа слушателей в научных кружках. В целях активизации работы научного общества слушателей был избран Совет военно-научного общества, который организовывал научно-теоретические конференции, проводил встречи с практическими работниками войск и органов КГБ, с учеными.
   Исходя из потребности войск, в марте 1966 г., в соответствии с Распоряжением Совета Минстров СССР "Об улучшении подготовки и переподготовки офицерских кадров войск КГБ при СМ СССР",   Пограничный факультет  Высшей школы КГБ при СМ СССР был преобразован  в Высшие пограничные командные курсы (ВПКК) КГБ при СМ СССР с исключением  из состава Высшей школы..

Высшие пограничные  командные  курсы  были подчинены Главному управлению пограничных войск КГБ при СМ СССР.

   Перед Курсами была поставлена задача, - осуществляя подготовку и переподготовку пограничников, - стать центром научной работы в пограничных войсках. Для выполнения той задачи был создан Совет курсов.

   С созданием Совета курсов в стенах ВПКК разворачивается  научная работа,  которая охватывает участие в разработке руководящих документов, относящихся к охране государственной границы,  научным основам управления войсками, инженерному обеспечению охраны государственной границы, партийно-политической работе, научной организации труда, подготовке учебных пособий, научных докладов,  организации и проведению научных конференций по проблемам  оперативно-служебной  деятельности войск в условиях мирного и военного времени,  мероприятиям по повышению научного роста и деловой квалификации преподавательского состава.

   Важным фактором эффективной работы авторских коллективов в написании научных трудов, сочетавших в себе теоретическую и практическую сторону вопроса была постоянная связь  преподавательского состава с войсками.
    Такая связь осуществлялась в форме выездов в научные командировки, участия в разработке и проведении командно-штабных учений.  Достаточно сказать,  что в 1971 году  выездов в войска с  научными обобщениями опыта  охраны  государственной границы преподавателями ВПКК было осуществлено 26, общей протяженностью 546 суток.
   Разработка ряда капитальных трудов научно-педагогическим составом Курсов и постепенное превращение их  в научно-исследовательский центр пограничных войск, создали благоприятную обстановку для образования адъюнктуры в составе Курсов.

   11 мая 1988 года адъюнктура, находящаяся при Московском высшем пограничном командном училище КГБ СССР, “в целях улучшения подготовки научно-педагогических кадров для военно-учебных заведений пограничных войск”, приказом Председателя КГБ СССР, была передана   в состав  Высших пограничных  командных курсам КГБ СССР.

В апреле 1989 года  адъюнктура ВПКК была преобразована в  докторантуру  и адъюнктуру,

   К концу 80-х годов потребности пограничных войск в специалистах высшей квалификации возросли, в связи с чем, в 1990 году, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 7 июня 1990 года и приказа КГБ от 11 июля 1990 года Высшие пограничные командные курсы были преобразованы во Всесоюзный институт повышения квалификации офицерского состава (ВИПКОС) Пограничных войск КГБ СССР.

   Подводя итог двадцатипятилетнему периоду научно-исследовательской  деятельность на  Высших пограничных командных курсов, можно отметить, что в этот период на курсах продолжалась активная научно-исследовательская деятельность по разработке нормативных  руководящих документов по пограничной службе, написанию учебников, учебных и других пособий,  что способствовало более эффективному обучению слушателей, в частности, и развитию пограничной науки в целом.
   Во Всесоюзный институт повышения квалификации офицерского состава Пограничных войск КГБ СССР вместо существовавших на ВПКК Военно-научного отдела и Научно-исследовательского отдела был образован один  Научно-исследовательский отдел.

К   роме научно-исследовательского отдела, в ВИПКОСе был образован отдел исследования и разработки оперативно-функциональных проблем автоматизации управления войсками и научно-исследовательская лаборатория разработки оперативно-функциональной части АСИ-АСУ.
   Для повышения научного потенциала в ВИПКОС был приглашен ряд преподавателей, имеющих ученые степени. В результате этого в 1990-1991  учебном году значительно  вырос научный потенциал Института, который стал состоять из 7 докторов наук, 33 кандидатов  наук, 8 профессоров, 20 доцентов. Кроме того, из числа преподавательского состава 17 человек, являясь соискателями ученых степеней, работали над кандидатскими диссертациями. Осуществляя переход в обучении слушателей на новую программу, профессорско-преподавательским составом в течение  1990-1991 учебного года было разработано по новой тематике 138 лекций и 306 учебно-методических документов для проведения занятий.

В октябре 1990 года  в составе Ученого совета, “в целях качественной подготовки вопросов, обсуждаемых на заседании”, были созданы следующие секции:

- секция методической работы,

- секция научно-исследовательской и редакционно-издательской работы,

- секция электронно-вычислительной техники.

Распад СССР на рубеже 90-х годов не мог  не отразиться на всей деятельности  Института.

   Указом Президента Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской федерации от 16 февраля 1992 года Ордена Ленина Краснознаменный Всесоюзный институт повышения квалификации офицерского состава пограничных войск КГБ СССР был преобразован в Ордена Ленина Краснознаменную Академию Пограничных войск.
   Обобщая двухгодичный  период научно-исследовательской  деятельность во Всесоюзном  институте повышения квалификации офицерского состава пограничных войск КГБ СССР необходимо отметить, что в этот период были  проведены  некоторые  преобразования военно-научной направленности учебного заведения, при этом был сформирован достаточно сильный  научный потенциал, который с марта 1992 г. продолжил военно-научную работу в составе Академии Пограничных войск над вопросами теории  пограничной науки.

   Научно-исследовательскому отделу был определен ряд направлений научной деятельности. Одним из этих направлений было историческое направление. В Академии была продолжена  работа по написанию истории пограничных войск.
   Вторым важным направлением в работе Академии была подготовка научных кадров для пограничных войск. Подготовка  продолжала осуществляться в докторантуре и адъюнктуре.

   В 1993 году в стране продолжалось преобразование  ряда министерств. В частности, в 1993 году Министерство безопасности Российской Федерации было преобразовано в Федеральную службу контрразведки, а 30 декабря 1993 года была создана самостоятельная структура - Федеральная пограничная служба - Главное командование пограничных войск Российской Федерации.
   В связи с образованием самостоятельной пограничной службы и в целях  совершенствования системы подготовки научных и офицерских кадров пограничных войск Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации 9 апреля 1994 г. Военный институт  пограничных войск  Академии Федеральной службы контрразведки был выведен из ее состава с образованием самостоятельной Академии пограничных войск Российской Федерации.

   Обобщая двухгодичный период научно-исследовательской  деятельности  в Академии пограничных войск, а в последующем в Военном институте пограничных войск Академии Федеральной службы контрразведки  Российской Федерации, необходимо отметить, что в этот период были  проведены определенные преобразования военно-научной направленности учебного заведения, в результате чего был сформирован достаточно сильный  научный потенциал, который продолжил работы по  научному обоснованию теории охраны государственной границы и написанию ряд фундаментальных научных трудов по этому вопросу.

   Основной целью научной и редакционно-издательской деятельности Академии являлось научное обеспечение подготовки офицерских кадров пограничных войск и развитие теории охраны государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации в современных условиях, а также обеспечение учебного процесса необходимой литературой и полиграфической продукцией.
   Результаты научного исследования вопросов теории охраны государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации,  строительства пограничных войск, истории Отечества и пограничных войск, обеспечения учебно-воспитательного процесса и научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава Академии нашли отражение в выполненных в 1994 году 90 научных, учебных и учебно-методических трудах и других научных работах Академии. В 1994 году было подготовлено 2 учебника, 43 учебных пособия, 5 учебно-методических пособий, 19 курсов лекций и ряд   других научно-теоретических,  учебных и методических  работ.
   Располагая значительным научным потенциалом, в начале 90-х годов  Академия стала активнее участвовать в выполнении научно-исследовательских работ, задаваемых Федеральной пограничной службой. В 1994 г.  руководство Академии,  профессорско-преподавательский  и  научный состав принимали активное участие в проведении исследований по  заданным и инициативным научно-исследовательским работам (НИР).
   В целях изучения и обобщения опыта  служебно-боевой  деятельности войск, новых форм и способов охраны границы и исключительной экономической зоны,  апробации и  внедрения результатов научных исследований в практику войск, а также для проведения исследований в интересах выполнения заданной ФПС России по НИР  "Конфликт", профессорско-преподавательский состав выезжал в командировки в войска Кавказского особого пограничного округа, в том числе в период ввода федеральных войск в Чеченскую Республику, и в группу пограничных войск Российской Федерации в Таджикистане.

   Ученые и преподаватели Академии  участвовали в  разработке проектов нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность Федеральной пограничной службы Российской Федерации  (Концепция  государственной пограничной политики,  Концепция охраны Пограничными войсками Государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации  и внешних границ государств СНГ на период 1994-1996 гг.,  Временные Уставы пограничных войск Российской Федерации,  части I, II, III, Руководство по техническому обеспечению пограничных войск,  Положение о штабе тыла пограничных войск и др.);  нормативных документов по обеспечению  деятельности  Академии пограничных войск (Устав Академии,  Концепция становления и развития Академии пограничных войск  Российской Федерации,  Положения о кафедрах, факультетах и других структурных подразделениях Академии, Положение о военно-научном обществе слушателей и др.);  осуществляли рецензирование,  готовили заключения, отзывы на научные труды,  диссертации, статьи и другие научные и учебные материалы;  участвовали в разработке  материалов  для  многотомных трудов "На страже границ Отечества (Краткий очерк истории Пограничных войск)",  "Пограничной энциклопедии" и  "Пограничные  войска  Отечества (история)" и др.

   Значительное внимание было уделено количественному и качественному росту научного потенциала Академии,  активному привлечению преподавателей  к  научно-исследовательской  работе. В 1994 году научный потенциал Академии состоял из 8 академиков, 16 пpофессоpов, 15 докторов наук и 84 кандидатов наук, 60 доцентов и 4 старших научных сотрудников.
   В Академии продолжало работать военно-научное общество слушателей (ВНОС), в котором принимало участие более 200 слушателей Академии. На кафедрах были созданы отделения,  секции, группы, подготовлен план основных мероприятий работы ВНОС.
   В первый год  образования  Академии пограничных войск руководством Академии, на основании указаний Директора Федеральной пограничной службы России и самостоятельно, принимались решения о перенацеливании направлений научной работы, прежде всего, на научное обеспечение учебного процесса,  форсирование разработки новых учебных программ и тематических планов, подготовку и выпуск учебно-методической литературы и других документов,  регламентирующих учебно-педагогическую деятельность Академии.

   Силами авторского коллектива, состоявшего из сотрудников лаборатории проблем истории охраны государственной границы и энциклопедии пограничных войск и привлеченных научных работников в середине 90-х годов были изданы, принятые главной редакционной коллегией ФПС России: книга "Пограничные войска в годы второй мировой 1939—1945. К 50-летию Победы" (на конкурсе научных работ, проводившемся Главным управлением пограничных войск, книга была удостоена первой премии), Очерки истории морской пограничной службы «На страже морских рубежей» (к 300-летию российского флота), монография «На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк» (по результатам конкурса научных трудов на соискание премии имени А.А. Свечина, проведенном в Академии военных наук заняла 3-е место); монография «На страже границ Отечества. Пограничные войска в войнах и вооруженных конфликтах XX в.».

В 1996-1997 гг. Федеральной Пограничной Службой Российской Федерации с активным участием ученых Академии были изданы: “Краткий словарь терминов, применяемых в системе Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации“.
   Преподаватели и ученые Академии в 1997 году  приняли самое активное участие в разработке и рецензировании 12 различных научных работ, в том числе проектов Уставов и наставлений по организации служебно-боевой деятельности органов и войск ФПС России, а также было  подготовлено  5 энциклопедий и справочников.
   При непосредственном активном участии научно-педагогического состава Академии в 1998 году были обоснованы и разработаны принципиально новые документы: Концепция развития Академии до 2010 года, квалификационные характеристики на выпускников Академии, новые учебные планы и программы по всем дисциплинам, кодекс чести слушателя Академии, новые учебные программы подготовки адъюнктов, начата разработка государственного образовательного стандарта.
   Принципиально новым делом для научно-педагогического коллектива Академии стало научное и организационно-методическое сопровождение педагогического эксперимента в рамках НИР "Оценка" по внедрению в процесс обучения рейтинговой системы оценки знаний слушателей.
   Довольно значительные усилия педагогов и ученых Академии были сосредоточены на поиске путей становления Академии, как учебно-методического и научного центра ФПС России. Эта задача решалась различными путями: и в процессе выполнения межвузовских комплексных НИР, и в ходе работы межвузовского учебно-методического совета, и через вновь образованный научно-педагогический сборник "Ориентир". Все это позволило вузам ФПС в значительной степени скоординировать усилия профессорско-преподавательского состава вузов в соответствии с Концепцией многоуровневого образования ФПС, а Академии - приобрести лидирующее положение и в научной сфере.

   Значительное внимание в 1997 году продолжало уделяться  количественному и качественному росту научного потенциала Академии. В 1997 году научный потенциал Академии составлял: 15 докторов наук, 92 кандидата наук, 19 профессоров, 53 доцента, 6 стаpших научных сотрудников, 12 академиков МАИ, 2 член - корреспондентов.
   В 1998 году в Академии были завершены работы по 110 плановым научным работам, в том числе: по 13 НИР (6 задано ФПС России), по которым были проведены исследования и оформлены отчетные документы. В этом году научно-педагогическим коллективом Академии были завершены работы по 6 учебникам, 11 монографиям, 30 учебным и учебно-методическим пособиям, 10 курсам лекций, разработано 37 других научных работ. Кроме указанного, Академия приняла участие и выполнила 137 дополнительных научных работ вне плана научной работы на 1998 год, часть из которых была задана ФПС России, а остальные проводились в интересах образовательного процесса.
   Силами научно-педагогического состава подготовлено и проведено на базе Академии 3 научно-практические конференции, в 20 конференциях различного уровня профессорско-преподавательский состав Академии принимал участие.

   Преподаватели и  ученые Академии в 1998 году приняли активное участие в разработке и рецензировании 16 проектов нормативных документов ФПС России.
   При активном участии научно-педагогического состава Академии проводились заседания Межвузовского учебно-методического объединения.
   На рубеже веков научная работа в Академии получила новый импульс к своему развитию. Так, в 2000 году значительно увеличилось количество научных трудов, разрабатываемых научно-педагогическим составом вуза, повысилась их направленность на совершенствование образовательного процесса.
   При непосредственном активном участии научно-педагогического состава Академии были обоснованы и разработаны принципиально новые документы: Устав Пограничных войск (части I и II), Временное руководство по охране морских пограничных пространств,  Проект “Основ взаимодействия сил и средств по охране Государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации”, Концепция автоматизации Академии ФПС России, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального специального образования – Государственные требования к минимуму  содержания и уровню подготовки специалиста ФПС России (по 7 специальностям и специализациям) 2000 года, переработан Устав Академии ФПС России.

   Существенное внимание в 2000 году было уделено количественному и качественному росту научного потенциала Академии. Количество ученых Академии на 1 января 2001 года составляло: 30 докторов наук, 112 кандидатов наук, 59 доцентов, 29 профессоров, 5 старших научных сотрудников, 18 академиков, 4 член-корреспондента, 10 заслуженных работников высшей школы, 5 заслуженных деятелей науки и др.

   Начало третьего тысячелетия обозначило новые проблемы в деятельности Федеральной пограничной службы, новые задачи появились и перед научными структурами Академии.

   В настоящее время все формы научной работы выполняются не только научно-исследовательским отделом, но и другими структурными подразделениями Академии, такими как  кафедры, докторантура и адъюнктура, ученый совет, совет профессоров, совет докторантуры и адъюнктуры, аппарат ученого   совета, академическая библиотека. Каждое из этих структурных подразделений вносит свою лепту в научную  деятельность Академии.

~~~~~~

* Орденом “Красное Знамя” школа была награждена 25 декабря 1943 г.

 © Пограничная Академия ФСБ России

На форуме

Пожалуйста, сделайте папку кэша доступной для записи.

Похожие статьи

   
|
Суббота, 03. Декабрь 2016 || Designed by: LernVid.com |
Яндекс.Метрика